В 2014 году россияне закупили впрок иномарки и гаджеты


фото: Геннадий Черкасов

Россияне пессимистично оценивают состояние отечественной экономики. По данным исследовательского холдинга «Ромир», подавляющее большинство респондентов уверено, что экономическая ситуация в уходящем году ухудшилась . 44% заявило о плохом состоянии семейных финансов. Только каждый десятый опрошенный полагает, что в 2015-м произойдут хоть какие-то положительные сдвиги.

При этом индекс потребительской активности граждан в ноябре-декабре 2014 года (он рассчитывается «Ромир» по методике, учитывающей уровень потребления и динамику цен на более чем сто продовольственных и непродовольственных товаров в крупных и средних городах) превысил аналогичный показатель 2013 года более чем на 20%. Парадоксом это не является.

Дело в том, что у граждан в кризис меняются мотивы покупательского спроса. К традиционной новогодней лихорадке добавляются желание повыгоднее распорядиться обесценивающимися деньгами, ну и, конечно, так называемый дефицитный ажиотаж. Вроде того, что наблюдался на гречку или соль.

Авторынок втягивается в коллапс

Разумеется, автомобили не являются товаром первой необходимости, но объем их производства и потребительский спрос, как лакмусовые бумажки, отражают состояние экономики в целом.

Если эти показатели растут — значит, все хорошо. В мире существует много прецедентов, когда именно автопром вытаскивал страны и общества из экономической пропасти. Отечественный рынок емкий и глубокий, за него бьются все мировые бренды. У нас огромный потенциал: в России 46 млн авто, больше половины старше 10 лет. Россияне просто влюблены в «четырехколесных друзей» (у меня, например, много знакомых, готовых часами простаивать в пробках, лишь бы не ехать на метро).

«На самом деле наш рынок падает с марта 2013 года за исключением двух всплесков: в декабре 2013-го и марте 2014-го, а теперь еще и в ноябре-декабре 2014 года, — утверждает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. — В 2013 году было продано 2,78 млн, в 2014-м — около 2,5 млн автомобилей: из них 1,9 млн произведено в России и 600 тыс. импортировано. В следующем году мы реализуем дай бог только 1,5 млн машин. Отечественное производство упадет до 1,2 млн, импорт — до 300 тыс. Это близко к катастрофе. Мы вернемся к уровню 2009 года».

Ведущий менеджер одного из крупнейших столичных салонов, Александр Борисов, торгующего немецкими автомобилями среднего и премиум-класса, объяснил, за счет чего в конце прошлого года произошел рост.

«Когда началось резкое ослабление рубля, большинство автопроизводителей отложили  повышение цен на 1 января, — пояснил эксперт. — В течение года цены немного, на 1–5%, двигались вверх, но, когда курс начал валиться, возникла неожиданно выгодная для покупателей ситуация: весной за $50 тыс. можно было купить один автомобиль, а в последние два месяца года — две такие машины. Таким образом, в ноябре было продано 230 тыс. машин, в декабре — 300 тыс., и Россия, обогнав Великобританию, стала вторым рынком в Европе вслед за Германией — в целом за год мы на третьем месте. Таким образом люди защищали свои сбережения. Но компании рассчитываются в долларах и евро, и получается, что один автомобиль человек купил, а второй ему подарили».

В результате при средней стоимости автомобиля в России 1 млн рублей, по данным РОАД, за два месяца дилеры недосчитались прибылей в $700–800 млн. Пока существенного сокращения дилеров в России не произошло: в 2014 году из более 4 тыс. обанкротилось 311, а вновь создано 290. Кстати, некоторые компании вели себя в конце года, мягко говоря, нецивилизованно, принуждая клиентов за уже оплаченные автомобили дополнительно приплачивать 5–10%. В противном случае отказывались отдавать ПТС. Как правило, менеджеры ссылались на производителей, которые подняли отпускные цены.

Сейчас все склады практически обнулены. Старые запасы распроданы. С 1 января начался тяжелый период. Гарантировано повышение цен на 20–40%: у кого-то сразу, у кого-то постепенно — в зависимости от марки. Упомянутый менеджер Александр Борисов рассказал, что в середине декабря одна из новинок немецкого автопрома у них в салоне продавалась за 2,8 млн рублей, а сейчас уже за 3,4 млн, то есть цена подскочила почти на четверть. Он полагает, что доля премиум-сегмента на рынке уменьшится несильно: со 190 тыс. до 150 тыс. машин в год. Больше всего пострадают массовый средний класс и дешевые авто — там и производство сократится, в том числе на «Автовазе», и цены вырастут.

Помимо общего спада в экономике есть и другие причины неизбежного снижения покупательского спроса. В 2014 году 37%, или порядка 1 млн, автомобилей продавались в России в кредит. Однако после поднятия ЦБ ключевой ставки до 17% все коммерческие банки резко повысили тарифы, а некоторые, включая госбанки, вообще остановили такие программы. А автоссуды по ставке 23–29% в Москве и за 30% в регионах никому не нужны.

Впрочем, это не предел, поскольку вполне вероятно, что мегарегулятор в ближайшее время еще поднимет ключевую ставку. Одновременно растет количество не одобренных банками  кредитов.

Не стоит сбрасывать со счетов и резкое повышение тарифов автострахования. В течение 2014 года стоимость каско выросла на 20–25%. Для сравнения: в 2013-м — только на 2%. В этом году ОСАГО подорожает в среднем на 25%. Постепенно увеличивается и транспортный налог. В 2013 году за 140 «лошадей» владелец машины платил в столице около 4,2 тыс. рублей, а в прошлом — 4,9 тыс. Добавьте к этому рост стоимости топлива и техобслуживания, за счет удорожания запчастей.

«Более трети дилеров по всей стране (1,3–1,5 тыс. — «МК») могут просто не пережить текущий год, — продолжает представитель ассоциации автодилеров Олег Мосеев. —  Снижение объема рынка на 1000 автомобилей влечет за собой закрытие одного дилерского предприятия, а это в среднем 80 рабочих мест. Кроме того, произойдет сокращение рабочих мест непосредственно на производствах и в смежных отраслях. Сработает эффект домино, и, по нашим подсчетам, до 100 тыс. человек потеряют работу».

Что же государство? Пока из мер поддержки отечественного автопрома в 2015 году реально принята только одна. Продлена программа утилизации, на которую в первом квартале выделено 10 млрд рублей. Еще в Минпромторге планируют реанимировать программу льготного автокредитования — субсидирования процентных ставок. Но здесь ничего не ясно: ни размер госкомпенсации, ни максимальная стоимость покупаемой машины, ни минимальный первый взнос. Ходили разговоры, что правительство разрешит использовать материнский капитал на покупку машины. Но вице-премьер по социалке Ольга Голодец выступила категорически против, и тема заглохла сама собой.

Госпрограмму «Автопром-2020» брать в расчет не стоит, так как она направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской автомобильной отрасли в целом, и отдача от нее ожидается в долгосрочной перспективе.

Гаджеты подорожали на 60%

По данным Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), ежегодные отраслевые итоги пока на стадии подведения. Но тенденции в принципе уже известны. В отличие от предыдущих пяти лет, когда отечественный рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) активно развивался, достигнув совокупного объема в 1,2 трлн рублей, в 2014-м произошла стагнация: рост будет, но небольшой. При этом производство БТиЭ демонстрировало отрицательную динамику на протяжении почти всего года. По итогам января–сентября спад составил 10,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

В конце ноября прошлого года директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов в интервью «МК» утверждал, что подорожание стартует с января 2015 года, когда иссякнут старые запасы сетевого ритейла. «Тогда я прогнозировал до 20% рост цен на смартфоны, планшеты, фото- и видеокамеры, автомагнитолы, мелкую бытовую кухонную технику — миксеры, блендеры; фены, бритвы, — заявил вчера Гуськов. — Этот сегмент у нас вообще не производится. Но жизнь, как всегда, внесла коррективы. На сегодняшний день многие гаджеты подорожали на 40–60%. Остальные товары не более чем на 30%. Все-таки большинство российских розничных компаний работают по рублевым контрактам, и довольно много техники, в том числе иностранных производителей, собирается в европейской части России: 95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников, более 60% микроволновых печей».

Представитель пресс-службы крупного российского сетевого ритейла Юлия Зотова  подтвердила, что в IV квартале потребительский спрос увеличился. «Розничные продажи нашей сети выросли на 52% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, — сообщила Зотова. — Аномально высокий спрос на бытовую электронику обусловлен, с одной стороны, колебаниями валютного курса, а с другой — пока еще стабильными ценами. В сезон «высоких продаж» наш оборот вырос на 73% — до 43 млрд рублей против 25 млрд рублей в декабре 2013 года».

Менее оптимистично настроена директор по связям с общественностью другой компании Ирина Цеплинская. Она считает, что повышение розничной стоимости БТиЭ неизбежно. На начало 2015 года оно составило в среднем 20–30%, и связано это со значительным ростом отпускных цен у поставщиков. При этом в настоящий момент цены держатся на уровне конца прошлого года.

Что будет дальше, представители отрасли не комментируют, замечая, что многое зависит от макроэкономики. Тем не менее, составляя бизнес-планы на 2015 год, крупнейшие отечественные сетевики разработали несколько сценариев развития событий. В любом случае даже самые оптимистичные варианты никакого подъема в этом году не предусматривают.