Результаты Первого биеннале театрального искусства подвели в театре Вахтангова


Сeргeй Жeнoвaч и Aдoльф Шaпирo. Пaры кoнфeрaнс. Фoтo: theaterbiennale.ru

Биeннaлe, кoтoрaя, помимо театра также вошли музыка и арт-проекты, имеет самые серьезные намерения помочь молодым режиссерам им еще один шанс заявить о себе, чтобы заметили, отметили. Тем более что биеннале способствует не только морально, но и финансово. 14 молодых режиссеров из разных уголков страны представили свои работы на суд жюри, в котором работали не только режиссеры, чья репутация в наше трудное время, нет никаких сомнений: Римас Туминас, Алексей Бородин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов. И вот результаты подведены и опубликованы в театре Вахтангова.

Сама церемония была мучительно долгий (1 час и 15 минут) и очень стильный (постановка анжелики Холиной). Академичный конферанс Дмитрия Трубочкина (dr. искусствоведения, крупнейший специалист по античному театр) разбавленной в импровизации, статс-секретарь и заместитель министра культуры Александра Журавского, искренней, иногда спонтанной речи победителей, а также развлекательные номера.

Таким образом, для победителей было объявлено о трех равнозначных приз в 3 млн рублей. Это хороший бонус получил в москве два спектакля и один петербуржский: «Поздняя любовь» Егора Перегудова («Современник»), «Свои люди — сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Приз «Зрительское признание» (проводится открытое голосование), увез в Казань, Илья Славутский, которые показали на биеннале «Женитьбу» по Гоголю.

Каждый из членов жюри по-своему напутствовал молодых коллег. Дмитрий Крымов уверен, что не чувствует себя человек, который может давать советы молодой режиссер.

— Я могу сказать только то, что я говорю и себе: мысли о публике хорошо, так что же вы думаете о себе, и даже лучше. Закон не так, как другие, но убедительно и красиво.

Великий мастер Адольф Шапиро в результате простуды потерял голос, но его слова, проверенные многолетним опытом, трансляции Сергей Женовач.

— Главное, что вы должны быть готовы на все. И ответ на все, — произнес имя Шапиро Женовач.

Кто бы сомневался, что в конце концов за все ответить сразу, особенно, если спектакль окажется неудачным. В театре знают: успех приписывают себе все, и это за провал отвечает один. Однако, в день закрытия театрального марафона, без разрыва от малого три недели, lo ш е новости не сказано — в основном шутили. Красивая актриса из «Мастерской Петра Фоменко» Мадлен Джабраилова пела в сопровождении гитары «Мне нравится, что мой партнер… дурак. Мне нравится, что публика…». Молодые, конечно, беспокоит; кто-то расстроен, но… конкурс-это конкурс, а чужие победы должны быть в состоянии удовлетворить с улыбкой.

И вот шутка от Александра Журавского. Режиссер видит, как зритель, крадучись, на стене, пробирается к выходу. Режиссер отлавливает его: «Коллега, что ли, что спектакль не понравится?» — «Да, спектакль прекрасный, установка авангардная». — «Может, актеры плохо играют?» — «Да, отлично работают, просто потрясающе». — «Может быть, игра была плохая?» — «Да, и играет отлично». — «Почему вы уходите?» — «Сами в зале страшно».