Кинопремию «Ника» за «Честь и достоинство» получила Алиса Фрейндлих

02a97a77eb81a44a8468894180dd274e


фoтo: Лилия Шaрлoвскaя

Кинeмaтoгрaфисты пoдвoдят итoги 2015 гoдa. Пo числу нoминaций лидируют кoмeдия Вaсилия Сигaрeвa «Стрaнa Oз», «Oрлeaн» Aндрeя Прoшкинa и «Кoнeц прeкрaснoй эпoxи» Стaнислaвa Гoвoруxинa. Ктo стaнeт глaвным триумфaтoрoм, узнaeм ближe к пoлунoчи. Впeрвыe зa всю истoрию сущeствoвaния двуx пaрaллeльныx прeмий – «Ники» и «Зoлoтoгo oрлa» — иx нoминaции «Лучший игрoвoй фильм» пoчти сoвпaли. Этo «Бaтaльoнъ» Дмитрия Мeсxиeвa, «Битвa зa Сeвaстoпoль» Сeргeя Мoкрицкoгo, «Кoнeц прeкрaснoй эпoxи» Стaнислaвa Гoвoруxинa, «Милый Xaнс, дoрoгoй Пeтр» Александра Миндадзе, «Про любовь» Анны Меликян. Разбавила дублирующийся список комедия Василия Сигарева «Страна Оз». На «Орле» победила картина «Про любовь». А недавно киноведы и кинокритики вручили сразу пять «Белых слонов», в том числе и в главной номинации, фильму «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Кто победит на «Нике» предугадать невозможно.

В номинации «Лучший неигровой фильм» были представлены четыре картины: «Валентина Крапивницкая». В поисках потерянного рая» Евгения Цымбала, «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печенкина (недавно он получил «Золотого орла»), «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой и «Лев Толстой и Дзига Вертов: Двойной портрет в интерьере эпохи» Анны и Галины Евтушенко. Победила картина «Валентина Крапивницкая».

В номинации «Лучший анимационный фильм» — «Волк Вася» Екатерины Соколовой, «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой, «Совы нежные» — джем-сейшен от ведущих мультипликаторов, которых увлек идеей Сергей Капков. Теперь «Совы» стали хитом в сети. Готовится продолжение. Лучшим мультфильмом киноакадемики назвали «Волка Васю».

В номинации «Открытие года» представлены: режиссеры Наталья Кудряшова с дебютной картиной «Пионеры-герои» и Элла Манжеева с первым за последние 20 лет игровым фильмом на калмыцком языке «Чайки». Компанию им составил актер Иван Колесников, снявшийся в «Конце прекрасной эпохи» в роли Сергея Довлатова (имя писателя намеренно не звучит, но именно на основе его биографии и произведений создана картина Говорухина). «Ника» из рук Владимира Зельдина вручена Ивану Колесникову.

Приз, какого нет у других премий, — это «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Имена номинантов определяются Советом Киноакадемии по рекомендации Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии под руководством Рустама Ибрагимбекова и из числа победителей кинофестиваля «Киношок». Там в минувшем году наградили киргизскую ленту «Небесное кочевье» молодого режиссера Мирлана Абдыкалыкова. Помимо нее в число номинантов вошло еще четыре картины: «1944» эстонского режиссера Эльмо Нюганена, грузинское «Кавказское трио» Эльдара Шенгелая, Фуада Ибрагимбекова при участии Теймураза Бутикашвили, «Покой нам только сниться» литовского режиссера Шарунаса Бартаса (его премьера прошла на Каннском кинофестивале), «Песнь Песней» Евы Нейман от Украины. Ева, набиравшаяся опыта у Киры Муратовой, живет в Германии. В ее экранизация Шолом Алейхема снимались российские актеры Всеволод Шиловский, Карэн Бадалов, Михаил Багдасаров. Награду получила киргизская картина «Небесное кочевье».

На звание «Лучшая музыка к фильму» претендовали: лидер британской группы The Tiger Lillies Мартин Жак с Алексеем Айги» в «Орлеане» (недавно они получили «Белого слона» от киноведов и кинокритиков), Андрей Карасев с «Ангелами революции», еще раз Алексей Айги с покойным Петром Тодоровским с картиной «В далеком сорок пятом. Встречи на Эльбе». Сняла его на свой страх и риск, фактически собственные деньги и по сценарию покойного мужа Мира Тодоровская. Военно-историческое общество отказало фронтовику Тодоровскому в исторической правде, а Министерство культуры не поддержало проект. Но картина состоялась. Снята она при участии более добросердечных польских коллег. В этой номинации отметили музыку Петра Тодоровского и Алексея Айги.

В номинации «Лучшая работа художника» представлены: Валентин Гидулянов — «Конец прекрасной эпохи», Юрий Карасик» — «Орлеан», Алексей Федорченко и Артем Хабибулин — «Ангелы революции». Лауреатом «Ники» стал Гидулянов. Премию получал Станислав Говорухин. На соискании премии в номинации разделе «Лучшая работа художника по костюмам» рассматривались: Ольга Гусак — «Ангелы революции», Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев — «Орлеан», Наталья Монева — «Конец прекрасной эпохи». Победила Ольга Гусак.

За звание «Лучшая работа звукорежиссера» боролись Максим Беловолов — «Орлеан», Владимир Головницкий — «Страна Оз», Иван Гусаков — «Под электрическими облаками». Лидировал в итоге Беловолов.

Под финал первого отделения «Нику» за «Честь и достоинство», которой присвоено имя Эльдара Рязанова, получила одна из самых ярких актрис нашего времени Алиса Фрейндлих. Именно Рязанов заново открыл ее в «Служебном романе», а потом она снималась у него в «Жестоком романсе».

Константин Худяков удостоен награды «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», в частности за многосерийный фильм «Однажды в Ростове» о событиях 1962 года, когда в Новочеркасске была расстреляна демонстрация рабочих. Снятый в 2012 году, он по непонятным причинам появился на телеэкранах совсем недавно. При этом все время прославляли продюсера проекта, а про Худякова словно забыли, как будто не он снял эту картину, каких на нашем телевидении одна на миллион. Та же участь постигла и его мини-сериал «Марево» по гоголевским «Старосветским помещикам». Снятый в 2008 году он пролежал без движения несколько лет. Интересно, что в картинах Константина Худякова «Успех», «На Верхней Масловке» и «Марево» снималась Алиса Фрейндлих. Она уже получила «Нику» за лучшую женскую роль как раз в фильме «На Верхней Масловке» 2005 года. Худяков умеет работать с артистами. Ему и самому посчастливилось встретиться с Анатолием Эфросом, сняться в его картине «Двое в степи», Константин Павлович считает, что главный человек в кино – артист. Ценит его наивное внимание к тому, что предлагает режиссер: «Это редкое актерское качество! Многие артисты плохо слышат. Им кажется, что они многое могут, а потому крайне невнимательны к режиссерским предложениям».