ГМИИ им. А. с. пушкина в сентябре представит живопись, графику и скульптуру Рафаэля

Автопортрет 1506 года.

Rafael — это символ Италии и один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Снаружи его искусство очень тихо, но войти в него трудно. Для быстрого преодоления барьера выставки выстроят так, чтобы передать значение мастера в России. Поможет в этом символический работы Рафаэля: портреты в паре Аньоло Дони и его жены Маддалены Стоцци, «Мадонна в кресле» и, конечно, знаменитый автопортрет.

На нем Рафаэль такой, как его описал Джорджо Вазари: «Он был от природы одарен этой скромностью и ласковостью, что можно иногда наблюдать людей, которые более других могут подключить на природные благорасположению прекрасное украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и во всех обстоятельствах, так же красиво и комфортно». А первый секретарь Папы Льва X, математик Яков Циглер, характеризуя творческие качества Рафаэля, назвал его «первым среди всех художников в области как теории, так и практики, а кроме того, и архитектор такой большой подарок, что воображение и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людьми высокого ума неосуществимыми». Кстати, архитектора Рафаэля считали, даже в живописи, потому что филигранно нанесенных масштаба и пропорций.

— То, что Рафаэль — художник номер один в мире искусства, не зависит от наших симпатий, это давно утвердилось исторически, — говорит куратор выставки, хранитель итальянской живописи в музее Виктория Маркова. — Это, он стал главным выразителем идей Возрождения, потому что захватили формулу гармонии внешности человека и его внутренний мир. Это не удалось ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Тициану.

В конце концов, мастер стал миф, который распространился в России благодаря Жуковскому и Кюхельбекеру. Наша культура выросла Рафаэль; один Достоевский упомянул его, где только мог (в «Подростке», «Братьях Карамазовых», «Бесах»). Но, как правило, в итальянских мастер говорил Пушкин, из ранней песни «Монах» до последней любовной лирики, где поэт сравнивает даму своего сердца с рафаэлевской Мадонной. Кстати, художник, родился и умер в один день, прожив 37 лет, так же, как и Александр С.. Белинский же утверждает, что между Пушкиным и Рафаэлем глубокая связь: поэт сформировал основы культуры русской, а художник мировой войны.

В ГМИИ им. Пушкина вообще выдастся итальянская осень. Кроме Рафаэля здесь появится выставка работ Джованни Пиранези, который будет объяснять влияние архитектора на резюме. А в ближайшем будущем, как намекнул г-жа Маркова, один из проектов, посвятить и Караваджо.