«Золушка» закроет Берлинале: парад звезд обеспечен

По звездной дорожке пройдут Кейт Бланшетт, сыгравшая мачеху, Хеллен Бонэм Картер — крестная Золушки (а ведь могла быть и роскошной мачехой), молодые герои: Лили Джеймс и Ричард Мэдден — Синдерелла (так зовут Золушку в оригинале) и принц с весьма нестандартной внешностью для такого случая. Картина получилась не пошлая и даже трогательная, хотя и не лишена ходульности трактовок и незапланированной карикатурности, которой не избежала даже такая одаренная актриса, как Кейт Бланшетт. Лучшими друзьями несчастной сиротки Золушки стали симпатичные мышки, аппетитно пожирающие сыр.

Делать в Берлине какие бы то ни было прогнозы по поводу лауреатов — дело бессмысленное. Кто бы ни входил в состав жюри, ежегодно в лидерах оказываются самые непредсказуемые люди и фильмы. Здесь любят наградить какого-нибудь латиноамериканского молодого актера или актрису, имен которых мы больше никогда не услышим, или социально-политические картины. Кстати, в жюри в этом году вошла талантливая перуанка Клаудия Льоса, чей фильм «Молоко скорби» получил «Золотого медведя» Берлинале в 2009 году. Классики на этот раз не блистали, но их тут и не особо балуют вниманием, если они в конкурсе. Зато осыпают почестями по иным случаям. В этом году отдали должное немецкому режиссеру Виму Вендерсу — устроили грандиозный оммаж классику, показали его ретроспективу, хрестоматийные, хорошо известные картины, на которые было не попасть. А под финал Берлинале вручили «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. Он сам, вне зависимости от участия его картин в программах фестиваля, всегда его посещает. На звездной дорожке его встречают по-царски, а он с удовольствием общается с публикой, раздает автографы. Совсем недавно Вендерс порадовал нас грандиозным фильмом «Соль земли», премьера которого состоялась в Каннах, и огорчил своей новой картиной «Все будет в порядке», премьера которой прошла на Берлинале. Но это уже не имеет никакого значения. С пьедестала Вендерса не скинуть.

Жюри основного конкурса возглавляет американский режиссер Даррен Аронофски, который когда-то наградил в Венеции «Золотым львом» Александра Сокурова за «Фауста». Нынешний участник Берлинале Алексей Герман и его картина «Под электрическими облаками» вполне может оказаться в фаворитах. В ней есть все то, что так возбуждает иностранных зрителей и кинематографистов в русской культуре — загадка и хаос, на которые они не находят ответа. Собственно, все это есть и у Питера Гринуэя в запредельно хулиганской картине «Эйзенштейн в Гуанахуато».

Накануне прошла церемония вручения премии «Тедди», где отмечают фильмы о секс-меньшинствах и куда попасть сложнее, чем на официальную церемонию закрытия. В момент, когда пишутся эти строки, — результаты «Тедди» неизвестны. Но Гринуэй — вполне вероятный претендент на награды. В рейтингах немецких критиков лидирует фильм «Такси» опального иранского режиссера Джафара Панахи, которому запрещено на родине заниматься кинематографической деятельностью. Но он каким-то образом работает то в пределах одной квартиры, то — как теперь — одного автомобиля. И даже сам снимается в собственном фильме.

Фотографии бывшего директора Музея кино Наума Клеймана украшают многие немецкие газеты. Накануне прошла церемония вручения ему почетной награды «Золотая камера» как крупнейшему историку кино, создателю московского Музея кино. Собралось человек 500. Приветствовали Клеймана коллеги из Берлинского музея кино, директор Берлинале Дитер Косслик, директор Венецианского кинофестиваля, еще недавно возглавлявший Туринский музей кино, Альберто Барбера. А потом показали документальный фильм «Кино: публичное дело» немецкого режиссера Татьяны Брэндрап — о том, чем стал Музей кино в Москве, как он уничтожался на протяжении нескольких лет и как Никита Михалков, которого на веки вечные записали в погубители дела Клеймана, клянется, что ничего подобного и не замышлял. Просто так получилось. Наум Клейман рассказал в Берлине, что в ближайшее время решится вопрос о передаче мемориального кабинета Сергея Эйзенштейна в ведение ГМИИ им. Пушкина. Все это не вписывается в планы Михалкова, который совсем не хочет, чтобы Музей кино «уплыл» у него из рук, поскольку это главный козырь в получении фестивального центра в Москве.

На Берлинале состоялась премьера фильма «Пятьдесят оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон по бестселлеру Э.Л.Джеймс, переведенному на 50 языков и изданному тиражом более чем в сто миллионов экземпляров. Лом был страшный, зрители штурмовали кинозалы, а потом хохотали и во время сеансов и по окончании. Такого лично я никогда не видела. А во время сеанса они еще и распивали пиво, чокались бутылками. Как это назвать? Много шума из ничего. От литературного первоисточника мало чего осталось. Получилась банальная история, в которой нет ни грамма эротики. Вьетнамский конкурсный фильм «Большой отец, маленький отец и другие истории» Фэна Данг Ди, где любовью занимаются в грязи или на утлом суденышке, даст фору этому раскрученному бестолковому кино. Никакие комнаты для утех с плетками, хвостами, павлиньими перьями и наручниками в подметки не годятся азиатскому экстриму. Да и немецкая картина «Дора, или Сексуальные неврозы наших родителей» с участием роскошного и очень смелого во всех смыслах актера Ларса Эдингера (сейчас он снимается у Алексея Учителя в фильме о Матильде Кшесинской в роли русского императора Николая II) вызвала куда больший интерес у зрителей, потому что сделана чувственно и умно.