«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля присуждена французскому фильму «Дипан»


фото: AP

Режиссер Жак Одиар выступает с речью после того как актриса Сесиль де Франс вручила ему «Золотую пальмовую ветвь» 68-го Каннского кинофестиваля.

В программе Каннского фестиваля-2015, может быть, и не было выдающихся картин, но было несколько очень сильных и ярких работ. Некоторые из них остались без внимания жюри, возглавляли которое братья Коэны — известные интеллектуалы и хулиганы в кино.

Почетную «Пальмовую ветвь» за вклад в кино получает французский режиссер и сценарист кинорежиссер Аньес Варда, что были известно заранее. Награду ей вручила не менее легендарная Джейн Биркин. Это целая эпоха в истории мирового кино. А вот дальше пошли сюрпризы.

Приз за лучшую женскую роль вопреки всем прогнозам получает не Кейт Бланшетт, а ее партнерша по фильму «Кэрол» Руни Мара. Фильм это шел в лидерах, ему предрекали главный приз. К тому же такие «горячие» темы, как лесбийская любовь традиционно вызывают ажиотаж в среде синефилов. Бланшетт – не ровная актриса, но очень талантливая. У нее бывают неудачи, но в случае Кэрол это совсем не так. Тем не менее она ничего не получила. Руни Мара поделит свою награду с Эммануэль Берко, сыгравшую в картине «Мой бог». Вот уж действительно: мой бог! И не потому что Берко плоха, но слишком уж убог для Каннов фильм, в котором она оказалась вместе со своим партнером Венсаном Касселем в сложной ситуации, и вынуждена была разыгрывать мыльные страсти.

Французский актер Венсан Линдон из картины «Закон рынка» Стефана Бризе получает «Пальму» за лучшую мужскую роль. И это справедливо. Прекрасный актер, прекрасная роль и фильм, который не все сразу оценили. «Закон рынка» Стефана Бриз рассказывает о среднестатистическом французе, который работает в супермаркете. Жизнь его лишена даже маленьких радостей. Дома его ждет уставшая жена и страдающий ДЦП сын. Будучи охранником, он вынужден «сдавать» начальству своих коллег, если те пытаются украсть, нарушить трудовой распорядок. Приз за режиссуру получил тайванец Хоу Сяо Сянь за фантастически красивый исторический фильм «Убийца». Даже не знаю, кто бы еще мог снять такое дивное зрелище, где люди парят как птицы. Сплошные затаившиеся тигры и крадущиеся драконы. Виртуозное владение профессией и оставляющий равнодушным фильм, где сразу и не разберешься, кто есть кто.

Гран-при получил венгерский режиссер Ласло Немеш за картину об Освенциме «Сын Саула». Она сразу же стала выбиваться из общего ряда, поскольку сделана минималистичными средствами, на крупных планах и несколько театрально. Это чистый эксперимент, настоящее авторское кино, к тому представляющая кинематографию, которая практически исчезла с фестивальной карты.

«Золотая пальмовая ветвь» присуждена фильму «Дипан» французского режиссера Жака Одиара – одному из самых сильных в конкурсе. Тем не менее, «Золото» ей мало кто прогнозировал. Фильм, что называется на злобу дня – о мигрантах, заполонивших Францию и все больше влияющих на ее благополучие. Они – источник опасности и нестабильности.

Псевдосемья из Шри-Ланки перебирается в поисках лучшей доли во Францию. Прошлое этих людей чудовищно. Тамильский борец за независимость своей родины Дипан с нуля налаживает жизнь на чужбине. Он честно трудится, делит крышу с чужой женщиной и чужой для них обоих девочкой. Все думают, что они — семья. В фильме снимались непрофессиональные актеры, они – сама жизнь. Как и фильм «Закон рынка», картина Одиара – срез того, что происходит во Франции и Европе в целом. Не замечать происходящего может разве что слепец. И сделано это не как агитка, а в скупой эстетике, в которой нет места избыточности, мощно проявленной в некоторых конкурсных фильмах. Метафоричный фильм «Молодость» Паоло Соррентино, не получивший в Каннах ничего, кажется, и не мог понравиться братьям Коэнам. Потому как это совсем другое кино.