«Врата» открылись в «Моссовете»

Сцена из балета «Пепел» на музыку Шостаковича. Фото: пресс-служба Чеховского фестиваля.
Две части спектакля — «Белая вода» на музыку Эрика Часов и других композиторов, и «Пепел» для струнного квартета № 8. c-moll Шостакович — представляют собой своего рода диптих с развитой тезой и антитезой. Хореограф как бы сталкивает две части, две сущностные элемента: элемент воды и элемент, даже не огня, а что он после себя оставляет, — золы.
Правда, в своей новой работе всегда так, необычный, ни на кого не похожий балетмейстер не подпитывается традиционной практикой и национальным фольклором, а в гораздо большей степени, чем это было раньше, сосредоточив внимание на европейский танец модерн: в своем балете особенно ощущается влияние европейских хореографов из Марты Грэм до Иржи Килиана. Правда, при этом пластика его танцовщиков и по-прежнему остается уникальным, что их тела уникальный танцевальный шарм.
Таким образом, в первой, в 50‑ти минут части, которая уже самим названием «Белая вода», настраивается на состояние покоя и расслабления, перед зрителем проходит через реку. Во-первых, совсем неторопливо, а затем все больше и больше, бурлящее, образующее водовороты и водопады, кипящее белой пеной, а иногда и вовсе замирающее, только подернутое искрящейся рябью. В зависимости от настроения музыки меняется состояние реки. Единственный раз — в момент, когда тонны воды на заднике беспрерывным потоком низвергаются с высоты в пропасть, образуя гигантский водопад на музыку Часов «Гноссиена № 7», — возникает чувственный мужской дуэт. Его прекрасно танцуют два исполнителя труппы «Cloud Gate», Чэнь Чун-чао и Хоу Тан-ли. В основном это соло, которые плавно перетекают в ансамбли. В балете, прежде чем зритель ошеломлен потрясающе величественный поток существования и небытия, жизни и смерти.
Вторая часть строится как антитеза первой. Она ставится на музыку струнного квартета Шостаковича, написанный, как реквием по разрушенному в результате бомбардировок Дрездену. Если отличительной особенностью первой части, кроме массовых сцен, которые были сольные номера, хореография второй части обезличена, тела, здесь сливаются в единую человеческую массу. Танцовщики, измазанные сажей (для усиления эффекта художник по костюмам Ма Ке два месяца «все это может» костюмы в стране), проникают через клубы дыма, спотыкаясь, падая, ползая по сцене, собираясь в группы, где один черный волна тел сменяется другим, распадаясь на отдельные части. Если вода-элемент жизни, пепел символизирует смерть. Этот балет, задуманный первоначально как ядро будущего двухчастного произведения, хореограф уподобляет принятый в буддизме церемонии сжигания человеческих тел, превращаясь в страшное и завораживающее зрелище.