Вести Экономика ― Украинский «Южмаш» остановился, не дождавшись помощи

Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова» (Южмаш, Днепропетровск), единственное на Украине и одно из крупнейших в СССР ракетостроительных предприятий, остановлено: нет денег и нет заказов, но есть долги . Американцы «расхотели» помогать.

Проект «Морской старт» пока не имеет будущего.

Сотрудники «Южмаша», штат которого ранее состоял из 50 тыс. человек, не видели зарплату с весны прошлого года, долг по зарплате превысил $5,1 млн. Неделей ранее рабочие – их сейчас насчитывается менее 10 тыс. — провели массовую забастовку.

«Южмаш» ранее работал в кооперации с Роскосмосом и жил только за счет этого: завод собирал разработанную инженерами СССР ракету «Зенит», а Россия поставляла двигатели.

Россия также закупала «Зенит» у «Южмаша», хотя имела собственные ракетные носители.

Годом ранее от руководства и сотрудников завода звучали призывы перевезти завод в Россию или продать его. В текущей ситуации они нереализуемы: власти Украины почти полностью политизировали экономику, в которой не хотят видеть российские предприятия, в ожидании поддержки МВФ, ЕС и США.

Летом американцы отказались от покупки украинских «Зенитов», поскольку носители без российских двигателей не нужны. Адаптация украинских носителей к «неродным» американским силовым агрегатам – дело затратное. Это не добавит надежности ракете. Кроме того, американцы назвали «Зенит» старой и не совсем удачной разработкой СССР.

Как только стало ясно, что Украина получает российскую продукцию по контрактам, но не оплачивает ее и не поставляет свою продукцию в РФ по контрактам, Роскосмос прекратил поставку двигателей «Южмашу» (осенью 2014 г.).

Так, «Южмаш» не получит российский двигатель для носителя «Зенит», который Украина готовила для вывода собственными силами в космос первого национального спутника — аппарата связи «Лыбидь».

Россия и Украина также совместно модернизировали «Зенит» для международного проекта «Морской старт» – запуска грузовых ракет с морского экватора, что позволяет использовать максимально собственную скорость вращения Земли при меньших затратах топлива для вывода носителя на орбиту. В этом случае можно увеличить полезную загрузку ракеты при меньших топливных баках.

Этот проект на первом этапе финансировала американская Boeing Commercial Space Company (затем вышла из проекта), норвежцы поставляли морскую платформу, а Россия и Украина — ракету-носитель с двигателем. Этот проект остановлен.

«Южмаш» также реализовывал проект совместно с Россией и Казахстаном по производству одной из модификаций «Зенита» для коммерческих запусков небольших спутников. Этот проект также остановлен.

Такая же участь постигла проект Украины и Бразилии по запуску модернизированного «Зенита» (носитель «Циклон») с приэкваториального космодрома Алкантара в Бразилии на низкие и средние орбиты.

На завод в октябре 2014 г. приезжал президент Петр Порошенко, пообещал заказы. Но после этого поступил заказ лишь на выпуск 50 тракторов.