Вести Экономика ― Топ-10 крупнейших интернет-компаний в 2014 году
Какая компания правит интернетом? На первый взгляд, ответ очевиден, но на самом деле Google не самый крупный игрок по объему выручки. Заинтриговали?
Уходящий год интернет-гиганты провели в сражениях. Во-первых, им нужно было скупать перспективные стартапы и технологии .
В 2014 г. сразу два мощнейших стартапа решили продать свои активы. Владельца сменил знаменитый мессенджер WhatsApp, отошедший к Facebook за рекордные $19 млрд. Amazon приобрела потоковый сервис Twitch, который обожают геймеры, заплатив $970 млн.
Во-вторых, причиной для споров стало обсуждение новой версии закона «о сетевой нейтральности» в США. Google выступила против возможности расширения интернет-каналов для крупных клиентов в ущерб тем, кто подключается к интернету без дополнительной оплаты. Однако лобби в лице телекоммуникационных компаний продолжает проталкивать законопроект, который обеспечит компаниям сектора дополнительную прибыль.
Наконец, на рынке появились новые угрозы в лице иностранных компаний. В первую очередь речь идет о китайцах, готовых размещать свои акции на биржах США и способных потеснить даже самых именитых игроков, до сих пор доминировавших на рынке. Кто же в 2014 г. был сильнее всех?
10. Yahoo!На десятой строчке интернет-портал Yahoo!, активно действующий как в своей собственной нише, так и за ее пределами. В конце 2013 г. компания поглотила социальную сеть Tumblr и в уходящем году «закусила» стартапами поменьше. Выручка Yahoo! за финансовый год составила $4,68 млрд. Для сравнения: у российского «Яндекса» выручка достигает $1,21 млрд, хотя данные немного устарели, так что и российские компании могут демонстрировать неплохие результаты по мировым меркам. Если вернуться к Yahoo!, то на нужды портала трудятся 12 тыс. сотрудников, а биржевая капитализация составляет порядка $44 млрд.
9. BaiduПервый китайский игрок в нашем рейтинге и главный поисковик Поднебесной. За последние годы он увеличил выручку до $5,21 млрд, обогнав Yahoo!, однако, как это часто бывает с компаниями из КНР, сотрудников у Baidu тоже значительно больше — 34,6 тыс., то есть в пересчете на каждого человека Yahoo! все-таки получает больше. Baidu предоставляет своим пользователям более пятидесяти сервисов, среди которых даже местная версия онлайн-энциклопедии и огромный форум по всем возможным темам. На Baidu приходится порядка 56% поисковых запросов, то есть в Поднебесной на первом месте не Google, а именно он.
8. Priceline.com
В России сервис Priceline.com не так уж известен, хотя основан он был еще в 1997 г. На этом портале продаются услуги для тех, кто хочет путешествовать. Priceline.com сотрудничает с авиакомпаниями, отелями и другими игроками сектора и предлагает пользователям скидки. Изначально модель работы ресурса заключалась в том, что пользователь сам предлагал размер скидки, зато не мог расторгнуть контракт, получив согласие от соответствующей компании. Позже были добавлены и другие варианты заключения сделок. Выручка Priceline.com достигает $5,26 млрд, биржевая капитализация превышает $35 млрд.
7. RakutenЯпонский Rakuten — действительно уникальный портал, который предоставляет своим клиентам широчайший спектр услуг. Здесь можно купить новую вещь, приобрести ценные бумаги для торговли на бирже, забронировать номер в отеле, посмотреть потоковое видео… Вообще азиатский интернет-рынок сильно отличается от западного с точки зрения трендов: если в США и Европе после бума доткомов поисковые сайты, перегруженные информацией, начали выходить из моды, то в той же Японии Rakuten действует уже с 1997 г. и по-прежнему остается в топе популярности. Выручка за финансовый год составила $5,56 млрд. У компании в штате 10 тыс. сотрудников.
6. Facebook Facebook — крупнейшая в мире социальная сеть, один из первых представителей «сети 2.0». За 10 лет своей истории портал привлек более 1,2 млрд активных пользователей. Основателю сети, Марку Цукербергу, совсем недавно исполнилось 30 лет, и он остается одним из самых богатых людей в своей возрастной группе. IPO Facebook, которое сначала казалось провальным, в итоге позволило компании прочно закрепиться на бирже. Ее капитализация на данный момент достигает $208 млрд. Экспансия на мобильном рынке тоже идет успешно. А купив WhatsApp, Facebook пытается установить контроль над рынком мгновенных сообщений. Конкурентов, конечно, много, и одной из главных претензий к компании Марка Цукерберга давно стал тот факт, что аудитория с каждым годом не молодеет, а неуклонно стареет. Годовая выручка Facebook — $7,87 млрд.
5. Alibaba
Китайская интернет-компания Alibaba в 2014 г. прославилась на весь мир, разместив свои акции на американской бирже. Бизнес с восхитительным биржевым тикером «BABA» на фондовом рынке сегодня стоит более $250 млрд и таким образом стал одним из лидеров, обогнав большинство именитых конкурентов. В ходе IPO Alibaba привлекла $25 млрд всего за один день, обогнав Visa с ее $19,7 млрд и General Motors с $18,1 млрд. После этого глава компании Джек Ма стал богатейшим бизнесменом Китая. Почему же инвесторы верят в Alibaba? Потому что это крупнейший онлайн-ритейлер КНР, который предоставляет своим клиентам широкий спектр сервисов — от поиска товаров в сети и электронных транзакций до облачных хранилищ. На огромном рынке Поднебесной Alibaba есть куда расти, да и за его пределами теперь есть перспективы. Годовая выручка компании достигает $8,57 млрд.
4. Tencent
Еще один китайский гигант — Tencent — одновременно является крупнейшим интернет-провайдером Поднебесной и холдингом, вкладывающим деньги в самые разные и в основном удачные идеи. Компания владеет одной из ведущих социальных сетей КНР, является главным акционером знаменитой Riot Games (League of Legends), инвестирует в производство гаджетов, выпускает популярные мессенджеры, которые постепенно обретают популярность и на Западе. В первую очередь речь идет о мобильном WeChat. Постепенно пробирается на новые рынки и суперпопулярный Tencent QQ (QQ.com). Tencent привлекает инвесторов тем, что делает ставку на разные рыночные ниши, а значит меньше зависит от сиюминутных изменений настроений на рынке. Биржевая капитализация Tencent превышает $150 млрд, а продажи за год достигают $9,91 млрд.
3. eBay
Интернет-аукцион eBay остается одним из самых популярных торговых порталов в мире. Основная идея компании заключается в создании мостика между продавцами товаров и их покупателями. Несмотря на то что такая модель не позволяет получить выручку, сопоставимую со стоимостью проданных товаров, eBay все равно удается зарабатывать более $16 млрд на комиссионных сборах. Издержки достаточно низки, а дополнительные сервисы, например PayPal, позволяют получить дополнительный доход от транзакций. eBay была основана еще в 1995 г. и успешно пережила крах доткомов в начале нулевых. После того как список сервисов компании начал расширяться и она запустила торговлю типа Buy It Now, пришлось расширить штат, который сегодня насчитывает 31,5 тыс. сотрудников.
2. Google
Google и понятие «поиск в интернете» стали синонимами. Компания, основанная в 1998 г., сумела растолкать всех конкурентов и уже много лет удерживает первое место по объемам проданной рекламы и поисковых запросов. Отметим, что к моменту появления Google на рынке уже появились первые тяжеловесы, такие как Yahoo!, и молодому бизнесу пришлось долго сражаться за место под солнцем. Несмотря на проблемы в КНР, спор с антимонопольщиками в Европе и слабый рост Google+, компания Сергея Брина и Ларри Пейджа ежегодно зарабатывает $59,82 млрд. В ее штате более 55 тыс. человек, а капитализация превышает $340 млрд. Интересно, что Google превратилась в одного из самых крупных лоббистов в мире. По затратам в 2013 г. она заняла пятое место среди компаний США.
1. Amazon
По объему выручки Amazon — абсолютный лидер интернет-рынка. Продажи за год составляют $74,45 млрд, так что отрыв от Google остается достаточно внушительным. Модель бизнеса Amazon формировалась годами. Сначала компания продавала только книги, затем добавила в список товаров мультимедиаконтент, а сегодня продает уже все подряд, в том числе ридеры и смартфоны собственного производства. Чтобы обеспечить максимальное качество сервиса и одновременно урезать издержки, интернет-гигант использует собственную службу доставки. Для этого приходится держать в штате 117 тыс. человек, а значит и по этому показателю Amazon — лидер. В этом году глава компании Джефф Безос решил потратиться на непрофильный актив Twitch.tv — популярный в среде геймеров видеосервис, который позволяет организовывать онлайн-трансляции. Так что экспериментов компания из девяностых совсем не боится.