Вести Экономика ― Сенат одобрил санкции против РФ. Дело за Трампом

b3b372bbd1befe67aa565c83e7f5ea9f

Add to Flipboard Magazine.

28.07.2017 08:29

Мoсквa, 28 июля — «Вeсти.Экoнoмикa» Сeнaт СШA прaктичeски eдинoглaснo oдoбрил зaкoнoпрoeкт, прeдусмaтривaющий ввeдeниe нoвыx сaнкций в oтнoшeнии Рoссии. Тaкжe в нeм сoдeржaтся дoпoлнитeльныe сaнкции прoтив Ирaнa и Сeвeрнoй Кoрeи .

98 сeнaтoрoв прoгoлoсoвaли зa зaкoнoпрoeкт, тoлькo двoe выскaзaлись прoтив — сeнaтoр oт штaтa Кeнтукки рeспубликaнeц Рэнд Пoл и нeзaвисимый сeнaтoр oт штaтa Вeрмoнт Бeрни Сaндeрс. Примeчaтeльнo, чтo Сaндeрс был в 2016 г. oдним из глaвныx кaндидaтoв нa пост президента США от демократов.

Как и ожидалось, на стол президента Дональда Трампа этот законопроект может попасть уже до конца недели. И практически точно можно сказать, что он его подпишет.

Закон против России

В Конгрессе США голосуют по новому пакету санкций против России. Заодно обещают наказать Иран и Северную Корею. Для Штатов это современная «ось зла». Если нижняя палата скажет «да» — законопроект попадет в сенат. Потом — на подпись к президенту.

Несмотря на то что в документе содержатся также положения по санкциям в отношении Ирана и Северной Кореи, основной темой здесь являются ограничения в отношении РФ. При этом санкции против Ирана и КНДР изначально разрабатывались отдельно, а в единый документ все было сведено в последний момент.

Судя по всему, это было необходимо, чтобы Трамп не использовал право вето, так как отказаться от санкций в отношении Ирана и КНДР Белый дом не только не может, но и не хочет.

Кроме того, Россия занимает в 184-страничном документе 98 страниц, тогда как Иран – 25, Северная Корея – 40. Очевидно, что главным злом на Капитолийском холме считают именно Россию.

Фактически в законопроект собраны вообще все претензии к РФ: упоминаются Крым, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, «закон Магнитского», Минские соглашения, поставки газа в Европу и даже использование государственных СМИ.

Все санкции, принятые администрацией Барака Обамы, теперь будут выражены в форме закона. Речь идет об ограничениях, введенных 6 марта и 18 декабря 2014 г., 1 апреля 2015 г., 26 июля и 29 декабря 2016 г.

Самыми важными нововведениями являются сокращение сроков кредитования российских компаний. По энергетическим компаниям срок сокращается с 90 дней до 60 дней, по банкам – до 14 дней.

Кроме того, теперь запрет на предоставление, вывоз или реэкспорт американскими лицами товаров, услуг (за исключением финансовых услуг) или технологий в поддержку глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектов будет касаться только новых проектов, а не действующих.

При этом список нефтяных проектов, в которых американские лица не смогут участвовать, все равно будет расширен. Под запрет попадут все проекты, в которых «Газпром нефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» или «ЛУКойл» владеют 33% и более. Ранее предполагалось вводить ограничения для проектов, в которых задействована любая энергетическая компания России.

Из-под действий санкции выводится любая продукция или услуги, приобретаемые NASA у российских компаний.

Новые санкции, предполагающие блокировки банковских счетов, отказ в визе и т. п., могут быть введены в отношении лиц, ведущих «деятельность, подрывающую кибербезопасность в интересах правительства Российской Федерации».

Хотя законопроект по-прежнему не ограничивает вложения в российские государственные облигации, будет создана отдельная комиссия, которая в течение 180 дней будет рассматривать последствия введения таких ограничений, а потом даст свои рекомендации. Эти рекомендации, видимо, будут напрямую зависеть от происходящего во внешней политике, но банкам выгодно не замечать эти риски. Эти полгода дадут возможность их крупным клиентам, кто сейчас находится на российском рынке, спокойно зафиксировать прибыль и выйти.

Прежде всего речь идет о рынке ОФЗ, а его можно приравнять к carry trade с рублем. Объем вложений нерезидентов в ОФЗ достиг 1,7 трлн руб., их доля выросла до 30,1%. Некоторые отмечают, что в ликвидных выпусках доля нерезидентов достигает 70% в отдельных случаях. Поэтому нужен комфортный «период охлаждения», иначе санкции ударят в том числе и по инвесторам из США.

Удар по полномочиям Трампа

Дональд Трамп потеряет возможность приостановить действие санкций или отменить их самостоятельно, если законопроект будет принят, но Белый дом получил небольшую уступку со стороны законодателей.

Тем не менее теперь, если речь идет о санкциях для лиц, имеющих «существенные транзакции» с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ) и другими органами, связанные с разведкой или обороной, он сможет откладывать введение санкций, если раз в шесть месяцев будет подтверждать Конгрессу США снижение количества таких транзакций.

Кроме того, президент должен уведомлять конгресс о намерении реализации политических шагов в отношении России, а законодатели получат 30 или 60 дней на их обсуждение и рассмотрение.

Только после принятия специальной резолюции президент США сможет реализовать планирующиеся изменения.

Полностью отменить санкции против РФ теперь можно только с помощью отдельного закона.

Кому нужны новые санкции?
Очевидно, что сейчас Трампу, несмотря на все заявления и ставшую шоком для многих долгую беседу с Владимиром Путиным, нет смысла воевать с конгрессом. Пока «российская» тема обсуждается активно в СМИ, есть возможность работать над другими вопросами.
Америке, судя по всему, придется пойти на уступки в торговой политике с Китаем, Германией и, возможно, с Мексикой, и это останется незамеченным при нынешней повестке дня.

Владимир Путин и Дональд Трамп

Авторами новых санкций были как демократы, так и республиканцы. Например, санкции против оборонного и энергетического секторов предложили ввести сенатор-республиканец Джон Маккейн и демократ Бен Кардин.

Еще один республиканец, активно поддерживающий ограничения против РФ, — это Линдси Грэм. Также в список «авторов» можно включить Марко Рубио, Клэра Маккэскила и Шэррода Брауна.

То есть речь идет не только о действиях «ястребов» в сенате или о лоббистах из американского ВПК. Судя по всему, сформировалась некая достаточно сильная коалиция во властных кругах США, с которой Дональду Трампу приходится считаться.

Судя по всему, Трамп не переживает относительно расследований, так как реальность связей членов его семьи с Россией вряд ли удастся доказать, а значит эта тема исчезнет сама собой, но только через несколько лет.

Тем не менее сейчас Россия для США вряд ли может считаться партнером по переговорам, так как образ злого врага значительно выгоднее, в том числе с политической точки зрения.

Фактически Россия для Америки с экономической точки зрения не является важным партнером в отличие от, например, Германии или Китая. Но «российскую карту» весьма удобно использовать для управления непослушными европейскими компаниями.

Возможным санкциям против России совсем не рады в Европе. Компании подсчитывают убытки, а политики обещают ответные меры. Против США. Например, Брюссель может ограничить доступ американских компаний к кредитам европейских банков.

Та же компания Siemens, как и все крупные экспортеры Германии, вынуждена будет считаться с возможностью попасть под американские санкции, а значит они будут лучше соблюдать все ограничения. Это их ослабит, но именно этого Вашингтон пытается добиться, сделав европейских экспортеров менее конкурентоспособными.

С банками ситуация аналогична: следует ожидать, что банки стран-кредиторов России, в том числе Швейцарии, Великобритании, сократят финансирование заемщиков из РФ.

Главным бенефициаром будут те, кто хочет контролировать потоки капитала, так как подобные ограничения – это прямой повод перевода активов, особенно российских, из Европы в США.

В этой связи интересно обратить внимание на некоторые положения в законопроекте по санкциям.

Так, например, США выделят $250 млн на борьбу с активностью России в Европе, а еще $30 млн – на обеспечение снижения зависимости энергетики Европы от России. То есть финансирование получат как раз те организации и силы, которые также разыгрывают «российскую карту», а упоминание вмешательства в европейские выборы и якобы подкуп европейских политиков это только подтверждает.

Что может быть дальше?
До того момента как ситуация действительно перейдет к смягчению санкций, пройдет еще несколько лет.

Но до этого момента возможно еще неоднократное ужесточение ограничений. Вполне вероятными могут быть санкции против «Северного потока-2″.

Ссылки по теме

  • Эксперт ЕС: санкции не помешают «Северному потоку-2″
  • Белый дом: Трамп поддержит новые санкции против РФ
  • Новые санкции против России ударят по США

В документе отмечается «вредное воздействие на энергетическую безопасность Европейского союза, газовое развитие рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетические реформы на Украине». При этом декларируется сохранение текущего курса против «Северного потока-2″.

При этом газопровод упоминается только в контексте «энергетической безопасности Украины» и нигде больше, но в будущем возможна эскалация санкций именно по этому направлению.

Но самым важным является обозначение общей тенденции в новом законопроекте. Ничто не мешает Вашингтону полностью или почти полностью запретить торговлю с той или иной страной в долларах, как когда-то было с Ираном. Сделать запрет таким, что компании будут бояться иметь торговые отношения с российскими компаниями или целыми отраслями.

Сейчас подобные ограничения могут быть введены для Венесуэлы, и если опыт окажется удачным, то затем США могут распространить его и на Россию.

Что ответит Европа?
ЕС «в субботу выразил озабоченность» в связи с действиями Конгресса США по усилению санкций против России, призвав Вашингтон координировать свои действия с партнерами G7.

Еврокомиссия предупредила о возможных «широких, непредвиденных последствиях», особенно в части попыток диверсифицировать поставки энергоносителей из России, добавив, что «односторонние меры» со стороны США могут подорвать трансатлантическое единство.

Заявление Еврокомиссии по санкциям

«Мы высоко ценим единство среди международных партнеров в нашем отношении к действиям России в Украине и последующим санкциям.

Это единство является гарантией эффективности и надежности реализации наших мер. Мы понимаем, что законопроект о санкциях в отношении России и Ирана обусловлен главным образом внутренними соображениями.

Санкции являются наиболее эффективными, когда их действие скоординировано. В настоящее время наши режимы санкций координируются.

В результате их влияние увеличивается, и благодаря координации мы можем избежать неожиданных последствий, управлять потенциальным воздействием на наших экономических операторов. Односторонние меры подорвут эту возможность.

Поэтому мы призываем Конгресс/власти США взаимодействовать с партнерами, в том числе с ЕС, для обеспечения координации и предотвращения любых непреднамеренных последствий обсуждаемых мер».

Более того, Германия уже предупредила о «возможном возмездии», если США приступят к санкциям против немецких компаний, занимающихся строительством нового трубопровода для поставок российского газа. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал быть готовыми «к действиям в ближайшем будущем».

Дипломаты ЕС обеспокоены тем, что германо-американский скандал, связанный с трубопроводом «Северный поток-2″, может усложнить усилия в Брюсселе по формированию консенсуса ЕС о переговорах с Россией по этому проекту. Среди новых антироссийских предложений законодательство направлено на введение индивидуальных санкций для инвестирования в российский проект по строительству трубопровода. В нем также излагаются шаги по предотвращению строительства газопровода «Северный поток-2″ российской компанией «Газпром», и поэтому европейские союзники Америки опасаются, что они могут понести наказание за продолжение проекта, в который они уже вложили сотни миллионов долларов.

Отмечая, что «законопроект о санкциях между Россией и Ираном обусловлен главным образом внутренними соображениями», Европейская комиссия обратилась к своим американским партнерам с просьбой координировать меры против России с Европой и остальной частью стран G7.

Месяц назад Австрия и Германия обвинили США в скрытых мотивах в стремлении обеспечить энергетическую блокаду, которая, по их словам, поможет американским поставщикам природного газа за счет их российских конкурентов.

Они также предупредили, что угроза штрафов европейских компаний, участвующих в проекте «Северный поток-2″, «приведет к совершенно новому, очень негативному измерению в европейско-американских отношениях».

В то же время министры иностранных дел Австрии и Германии Керн и Габриэль призвали США отступить от урегулирования ситуации в Украине с вопросом о том, кто может продавать газ Европе.

«Энергетическое обеспечение Европы — это вопрос, касающийся Европы, а не США», — сказали Керн и Габриэль.

Ссылки по теме

  • Новые санкции против России: дальше может быть хуже
  • Белый дом: Трамп поддержит новые санкции против РФ
  • В каком-то смысле Европа похожа на континент, где американские демократы находятся у власти уже 30 лет не только в европейских государствах, но и на уровне ЕС

Но не только Россия и Европа пытаются предупредить США о том, что любые попытки заманить Трампа в продолжение антироссийской истории будут иметь неприятные последствия: ряд американских транснациональных корпораций, включая Exxon Mobil, General Electric и Boeing, а также MasterCard и Visa, выразили опасения, что карательные меры в конечном итоге нанесут ущерб их интересам, а не интересам Кремля.

Постпред России при ЕС Владимир Чижов заявил, что ЕС может просто объявить санкции недействующими на территории союза.

«Пока что разговор идет о таких довольно серьезных потенциальных мерах как, например, объявление о том, что этот американский закон не действует на территории Евросоюза. Второй шаг — это закрытие финансирования по линии европейских банков американских компаний», — сказал он в эфире телеканала «Россия 24″.

Чижов добавил, что ЕС в последнее время делал все, чтобы минимизировать последствия санкций. «Я могу сказать прямо, что от того, как поведет себя Евросоюз в этой ситуации, будет зависеть и дальнейший вектор нашего взаимодействия с ЕС», — сказал он.

Реакция России
Москва может принять ряд симметричных мер в ответ на новые санкции США в случае их подписания Дональдом Трампом.

В первую очередь Россия может наложить арест на дачи американских дипломатов в Москве, ответив таким образом на арест российской дипломатической собственности в США, решение о котором принимала прежняя администрация Белого дома.

Кроме того, из России могут быть высланы 35 американских дипломатов — такое же количество российских дипломатов было выслано из США в прошлом году. Российская сторона рассматривает вариант с ограничением количества дипломатов США в Москве, поскольку сейчас их количество превышает число находящихся в Вашингтоне россиян.

В остальном симметричные санкции могут быть крайне неэффективны, но, говоря о дипломатической сфере, Москва может прекратить сотрудничество с Вашингтоном по ряду направлений. К ним можно отнести давление на КНДР с целью прекращения северокорейской ядерной программы.

В других сферах у Кремля есть мало рычагов для давления на Вашингтон, пишет издание. По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, между двумя странами не настолько развиты отношения торгово-экономические и инвестиционные, чтобы «уколоть» американскую сторону.

В то же время, по словам Шохина, российская сторона может отказаться от поставок в США произведенных в России двигателей РД-180, а также прекратить сотрудничество по эксплуатации Международной космической станции (МКС).

Президент РФ Владимир Путин отметил, что планы властей США применить новые санкции против России – это «действия с отягчающими обстоятельствами».

По итогам российско-финляндских переговоров Владимир Путин и Саули Ниинистё провели совместную пресс-конференцию. Владимир Путин заявил о том, что Россия ответит на новые санкции, которые обсуждаются в Сенате США.

Президент также отметил, что США систематически используют санкционное давление, нарушая международные нормы, с целью продвижения своих экономических интересов в мире, в том числе за счет союзников.

«Это действия с отягчающими обстоятельствами и, я бы сказал, с особым цинизмом. Это явная попытка использовать свои геополитические преимущества в конкурентной борьбе с целью обеспечить свои экономические интересы за счет своих союзников. Что касается трансграничности американского законодательства, то я давно об этом говорю – еще начиная с 2007 года в Мюнхене говорил об этом, именно так и говорил. Эта практика неприемлема, она разрушает международные отношения и международное право. Мы никогда с этим не соглашались и соглашаться не будем. А как на это реагируют другие государства мира, это зависит от степени их суверенитета и готовности защищать свои собственные национальные интересы.

На протяжении длительного времени нас постоянно пытаются провоцировать. То большое количество дипломатов выслали без объяснения причин, то дипломатическую собственность отторгли, что вообще ни в какие рамки не укладывается, поскольку противоречит основополагающим нормам международного права по дипломатическим отношениям. Санкции против России тоже абсолютно незаконны с точки зрения международного права, нарушают принципы международной торговли и правила Всемирной торговой организации.

Мы, как вы знаете, ведем себя очень сдержанно, терпеливо, но в какой-то момент нам придется отвечать, невозможно бесконечно терпеть какое-то хамство в отношении нашей страны.

Мы не видели еще окончательного варианта законопроекта, поэтому окончательных мнений на этот счет у нас тоже нет. Когда будет ответ, какой он будет – это будет зависеть от того, в каком виде окончательно мы увидим тот закон, который сейчас обсуждается уже в сенате».