Вести Экономика ― 5 мая: главные события дня

d2a0a09bfad84d3af1977880450ae718

5 мая, вторник

Россия и Китай продолжают наводить мосты: подготовка нового совместного проекта на финальной стадии . Банк HSBC опубликует индекс PMI в российской сфере услуг за апрель: как отразился на показателе укрепившийся рубль? Собрание акционеров Volkswagen: на повестке — смена власти в крупнейшем германском автоконцерне.

Новый российско-китайский проект — железнодорожный мост в Еврейской автономной области. Дмитрий Медведев дал поручение к 5 мая завершить подготовку к его строительству. Двухкилометровый мост соединит населенный пункт Нижнеленинское и город Тунцзян в Поднебесной. Благодаря ему грузы из КНР в Россию и обратно будут доставляться на 7 часов быстрее, так как маршрут сократится на 500 км. Мост собираются сдавать в 2 этапа. На первом пропускная способность составит 5 млн тонн грузов в год. На втором она вырастет в 4 раза. В конечном итоге экономия на перевозках составит $6 на тонну. Китай выполняет взятые на себя финансовые обязательства неукоснительно. Уже вложено порядка 8 млрд в пересчете на рубли. Это более трети от общей суммы.

Укрепившийся рубль и выросшая нефть давали надежду, теперь эта надежда превратилась в конкретные показатели. Во вторник банк HSBC опубликует индекс PMI в российской сфере услуг за апрель. В марте было 46 с лишним пунктов. Это, конечно, ниже ватерлинии на уровне 50, но еще в феврале был всего 41 пункт — это минимум с предыдущего кризиса 5-летней давности. Меняются к лучшему и настроения бизнеса: уже каждый третий бизнесмен, опрошенный HSBC, ждет умеренного роста деловой активности. А еще пару месяцев назад доминировал упаднический настрой. Эксперты банка обращают внимание на самые чувствительные секторы сферы услуг. Рестораны и отели больше всего зависят от настроения потребителей, и в марте в ресторанно-гостиничном бизнесе был отмечен рост объема новых заказов.

Приключения итальянцев в России пока принимают не самый лучший оборот. Российская «дочка» Enel — второго крупнейшего энергоконцерна ЕС — сегодня выпустит отчет по РСБУ. По МСФО «Enel Россия» уже отчиталась. Прямо скажем, не впечатляюще. Чистая прибыль в I квартале составила всего 590 млн руб. Это на 66% меньше, чем было год назад. Негативный тренд продолжается с прошлого года. В 2014 г. чистый убыток по РСБУ составил 3 млрд руб. Еще в 2013 г. российское подразделение Enel было прибыльным и смогло принести больше 3,5 млрд руб. Производственные результаты первых трех месяцев этого года достаточно скромные. Отпуск тепла сократился аж на 15% из-за капризной ранней весны, однако выработку электричества удалось увеличить больше чем на 1,5%.

Выкладывай деньги или уходи. По британским законам до 5 мая компания Shell должна заключить обязывающую сделку с British Gas или вовсе отменить ее. Англо-голландская Shell хочет купить BG за $70 млрд. Это станет «углеводородной сделкой десятилетия». Совсем как в начале 90-х гг., низкие цены на нефть уже привели к крупным сделкам. Испанская Repsol купила канадскую Talisman Energy за 8 с лишним млрд долларов. А нефтесервисная Halliburton поглотила своего крупнейшего конкурента — Baker Hughes — за $35 млрд. Shell готова выложить за BG в 2 раза больше, так как хочет без риска расширить свою ресурсную базу. Своя геологоразведка работает с переменным успехом. Shell потратила $6 млрд на поиски нефти у северных берегов Аляски, но пока еще не пробурила ни одной удачной скважины.

Смена власти в крупнейшем германском автоконцерне станет главной темой для его инвесторов. Сегодня состоится ежегодное собрание акционеров Volkswagen. Фердинанд Пиех, возглавлявший компанию с 1993 г., на выходных покинул свой пост. Конечно, уход патриарха не мог сразу ударить по автоконцерну. В I квартале Volkswagen показал сильные результаты. Выручка выросла на 10 с лишним процентов, а чистая прибыль вообще на 20% до 3 млрд евро. Но первые тревожные признаки уже появились. В США продажи Volkswagen упали на 3%, а доля рынка сократилась до 2%. При этом руководство упорно не хочет снижать цены. Управляющий директор Мартин Винтеркорн, из-за которого господину Пиеху пришлось уйти, собирается урезать расходы. Известно, что Винтеркорн называл технические инновации Пиеха «слишком дорогими игрушками». Эксперты считают, что такой узкий бухгалтерский подход может в будущем навредить Volkswagen.