Венецианская биеннале назвала победителей: «Золотой лев» уедет в Армению

99e9dfce3492627713e946ebc413690b

Фото: twitter.com/la_Biennale

9-го мая 56-я Венецианская биеннале официально открылась для публики. В день открытия по традиции объявляют лауреатов арт-форума, который в этом году отмечает свое 120-летие. С места событий передает корреспондент «МК».


Фото: twitter.com/la_Biennale

Напоминим, что главный приз Венецианской биеннале – «Золотой лев», символ Венеции, украшающий герб города. Молодого художника жюри конкурса поощряет «Серебряным львом». Получить эти награды мечтает каждый художник, ведь это одна из самых престижных наград в профессиональном сообществе. Выбор победителей всегда неожиданный и непредсказуемый, что добавляет интриги церемонии вручения.

После томительного ожидания куратор биеннале Окви Энвезор и ее президент Паола Баратта огласили лауреатов престижного арт-форума.

Итак, лучшим национальным пальоном назван армянский. Проект «Armenity» посвятили столетию геноцида армян. В этот раз павильон расположен на острове Святого Лазаря. Концепция выставки связана с темами «перемещения и территории, справедливости и примирения, этоса и устойчивости», как сообщается в релизе проекта. В рамках проекта были представлены работы авторов, чьи предки подверглись геноциду, но, к счастью, выжили: это 18 художников из Ливана, Сирии, Египта, Турции, Аргентины, Ирана, Бельгии, Греции, Италии, США, Финляндии, Франции, Бразилии и Армении. Среди них – Айк Айвазян (Ливан), Никол Безджян (Сирия/США), Анна Бохикян (Египет/Канада), Гера Бююкташчян (Турция), Арам Джибилян (США), Нина Хачатрян (США/Финляндия), Мелик Оганян (Франция), Микаел Оганджанян (Армения/Италия), Розанна Палазян (Бразилия), Саркис (Турция/Франция) и др.


Фото: twitter.com/la_Biennale

Лучшим художником интернациональной выставки «Все будущее мира», которую курирует Окви Энвезор, назвала американская художница и философ Эдриан Пайпер. Она известна своими концептуальными работами 1960-х годов, созданными на печатной машинк, с помощью которых художница изучает вопросы семиотики и лингвистики. В 1991 году Пайпер стала первой жещиной афро-американского происхождения, которая получила степень профессора философии. В рамках основного проекта она представила серию фотографий, запечатлевших перформанс: на телах его участников хной были сденаны татуировки с фразой «У тебя все заберут», написанной задом наперед.


Фото: twitter.com/la_Biennale

«Серебряного льва» получил молодой художник из Южной Кореи, участник основного проекта «Все будущее мира», Им Хун-Сун за полунометражный документальный фильм «Фабрика комплекс», снятый в 2014 году. В нем художник рассматривает проблемы эмигранток, которые вынуждены работать практически как рабы на фабриках и заводах. Фильм начинается с забастовки женщин в Сеуле. Затем художник обращается к истории эксплуатации рабочей силы в Южной Кореи в 1970-80-х годах. А завершается фильм протестной акцией женщин в Камбоджиа, которая была жестоко подавлена. Эти сцены перемежаются интервью с жещинами, которые работаю в ужасных условиях.

Специальными наградами жюри отметило еще троих участников основного проекта: режиссера и сценариста Харун Фароки (1944-2014), группы «Abounaddara» и художника из Алжира Массинисса Сельмани.

Особого упоминания жюри удостоился и художник Джоан Джонас, который подготовил выставку в национальном павильоне США. Он представил видеопроект, который рассказывает о загадочности и хрупкости природы в стремительно меняющемся современном мире.

Почетного «Золотого льва» за вклад в искусство получил нигерийский художник Эль Анацуи, известный своими эффектными объектами из жестяных банок, напоминающими роскошные театральные занавеси. В своих работах, затрагивающих вопросы глобализации, потребительства и быстротечности человеческой жизни, Анацуи синтезирует традиции африканского искусства с современными тенденциями. Она из его работ демонстрировала в России – в рамках 3-й Московской биеннале современного искусства.


Фото: twitter.com/la_Biennale

Спецприза удостоилась также Сюзанн Гез, которая на протяжении 40 лет была исполнительным директором и главным куратором Общества Ренессанса Чикагского университета.