Вечера на Хуторе близ Черного моря

— То есть, создавая свой фестиваль, ты идешь по стопам Игоря Крутого и Раймонда Паулса, отцов-основателей «Новой волны», так?— Не знаю, как это трактовать. Алла Борисовна проводила «Рождественские встречи» в Москве, а мы все-таки пошли в горы. Она такая нежная, чувственная, а ты ее так истошно обхрипел…— Начнем с того, что это песня не Аллы Борисовны, а композитора Константина Меладзе. Даже «ЗД» про это давно забыла. Те встречи канули в Лету, а свято место пусто не бывает. Боятся? Это наработанные на фестивалях формы, но эксклюзивность зависит от наполнения и содержания. Несколько произведений умудрился даже написать и ваш покорный слуга, такие как «Крыса», «Шелест», «Что может человек». — То есть песню Макаревича ты исполнять не перестанешь в свете недавних истерик?— Почему я должен перестать исполнять песни Андрея Вадимовича, если они мне нравятся. Есть очень хорошие и авторитетные фестивали, конкурсы, смотры классической музыки, оперного жанра. Некоторые полагают, что после исполнения дуэтов со мной у них появится работа. А когда дуэт поют два равнозначных по [творческой] силе артиста, это интересно, хотя у каждого может быть своя музыка, и совершенно разная. Нашлось место и молодежи — целый фестивальный вечер был отдан выпускникам и победителям телеконкурса «Голос», что вселяет надежду на будущие открытия и на самом «Рождестве». — Думается, из соображений такта Михайлов все-таки должен теперь спеть и твою песню. Завидуют? — Война санкций. Талант никуда не девается, а преследовать талант постыдно. — Твои выступления здесь походили на русские горки — бросало из стороны в сторону. Буду к нему опять обращаться. Она писала мало, но всегда в десятку. Спасибо за «Рождество» на Хуторе и долгих лет твоему начинанию!Роза Хутор — Москва. А предполагаются ли в будущем какие-то special acts на фестивале — сеты приглашенных звезд, эксклюзивные премьеры, новые проекты?— Весьма возможно. У меня нет с этим проблем. Ничего он не должен. Надеюсь, что смотрела, потому что здесь выступала Кристина, и выступала блестяще. Я в этом смысле сильно ему уступаю, но очень надеюсь, что научусь. «Рождество» празднуем в горах зимой, а летом людям тоже праздник нужен, уже на море…

Дуэты лились рекой. — От Аллы всегда ждали сюрпризов на ее «Встречах». Можно и так, если угодно. Меня, правда, там не было, я записал заранее свою партию, а на экране была моя большая фотокарточка — висела, понимаешь, прямо в Кремле над сценой! Почему бы и не спеть! — Ага! Я считаю, что наша страна права. Конкурировать с ним вообще бессмысленно. * * * — Очень бы хотелось, чтобы этот фестиваль прижился не на год-два, а хотя бы на пять-семь-десять лет, — сразу и мечтательно завернул Григорий, уверенно добавив: — Считаю это вполне возможным. — Остались какие-то еще нереализованные творческие желания — чьи-то еще песни исполнить?— Владимир Семенович Высоцкий. Например, я не припомню фестиваля, где на отдельном вечере звучали бы песни, скажем, Стаса Михайлова, у которого огромный багаж по-настоящему народных произведений. — Кстати, мы вот переживали в нашем разговоре за «патриотов» Кобзона–Валерию–Газманова, которых не пустили в Юрмалу. Впрочем, полномочная депутация от ее имени все же прибыла — дочь Кристина Орбакайте и внук Никита Пресняков. Я не могу никому навязать эту свою идею, но, на мой взгляд, это было бы логично и разумно. Хоть он не попадал и никогда не попадет ни в один актуальный хит-парад, но зал встречал мэтра повосторженней, чем иных новомодных звездюлек на понтах. Иосиф Кобзон, с которым мы летели в одном самолете, вспомнил вдруг, как я в «ЗД» нашкодил однажды, назвав нашего мэтра «нафталином». У другого человека другая жизненная позиция. У меня язык никогда не повернется сказать что-то плохое о своей стране, я буду говорить о ней только хорошее, даже если эта страна в один «прекрасный» момент от меня откажется. А в эстраде… Был конкурс молодых исполнителей и фестиваль в Юрмале, есть «Славянский базар» в Витебске, но это не Россия. * * *— Как ты оценишь тезис о том, что на смену «Рождественским встречам» Аллы Пугачевой пришли рождественские встречи Григория Лепса?— Я бы не стал именно так формулировать ситуацию. Сам хозяин ивента, впрочем, желая не обрывать связь эпох, традиций и соблюсти приличия, пригласил г-жу Пугачеву со всем ее благородным семейством освятить присутствием рождественские вечера, но Алла не смогла. Так что физически на сцене вместе мы действительно пели первый раз. А ругать своих коллег публично я себе никогда не позволял, за редким исключением, когда был не очень умен, вероятно, или не в себе, скажем так. На мой взгляд, довольно симпатично получилось. Нужно так давать, чтобы можно было взять. — А почему не наоборот, почему вы пели его, а не твою песню на твоем же «Рождестве»?— Не знаю. Она, конечно, молодец, и мы ей благодарны, что она нам не отказала. Собираюсь выпустить альбом. И пока обворожительная Кристина очаровывала гостей своими хитами, Никита поразил публику феерическим рок-кавером бабушкиного «Белого снега» — раз от раза он все увереннее доказывает, что достоин продолжать семейное музыкантское ремесло. Не надо усугублять. По мнению многочисленных поклонниц, Эмин — один из самых сексуальных мужчин в российском шоу-бизнесе. — То есть ты подхватил упавшее знамя?— Ну, не думаю, что знамя упало. — Ты перепел уже много кого, а почему тебя никто не перепевает из звездных коллег? У него глаза прямо таким победным блеском светились…— Надо же, ты и глаза рассмотрел, чем они там светились! С одной стороны, может, и не гонят, а с другой — создаются условия, при которых ты не можешь там участвовать. Люди помогали финансами, оргресурсами, целая эпопея… — Ты ведь и так суперпопулярный, состоявшийся, самодостаточный артист. Сможет ли один город все переварить?— Игорь Яковлевич Крутой — блестящий организатор и прекрасный композитор, человек, знающий, что он делает. Очень красивое произведение, мне вообще нравится музыка Кости. А «Метель» я сам выбрал, она готовилась к творческому вечеру Пугачевой, который был как раз на последней «Новой волне» в Юрмале. Кстати, отличные были «Встречи». Но я не участвовал там по личным, скажем так, причинам. В свое время целый ряд композиторов вызывал улыбку у музыкантов, которые считали себя как бы классом повыше, но тем не менее песни этих композиторов живут, люди их поют. Во-первых, Сочи хоть и один город, но большой — тут и горы, и море. Есть такая шутка: «Дайте, пожалуйста, ручку». Я считаю, что это неправильно. Мне нравится эта песня. Понимаешь? Очень нелегко. С любых сторон. Песня и позиция — вещи разные. Мы тоже вон — бряцаем засовами перед носами Кончиты Вурст, «Океана Эльзы», безобиднейшего Мэрилина Мэнсона. Григорий Лепс вряд ли поможет даже дуэтом человеку, если этот человек сам из себя ничего не представляет. Главной фишкой твоего «Рождества» стал, собственно, ты сам — и сольно, и в дуэтах, и так и сяк. Я и Андрея Вадимовича тоже спросил, лично поговорил, получил «добро» и сделал что сделал — песню «Он был старше ее, она была хороша». — У Макаревича, кстати, были схожие сомнения, когда он перепевал Галича на альбоме «Облака», и он решил, наоборот, максимально уйти от оригинала, ибо сравнения в таких случаях бессмысленны.— И у меня должно быть по-другому, но, честно говоря, я пока с трудом представляю, как это можно сделать. Мне за неделю выставили 14 000 евро за так называемый люкс, который в четыре раза меньше, чем комната, в которой мы сейчас сидим. — Многие ожидали, что на фестивале будет и конкурс — как цементирующая идея.— Музыкально-эстрадных конкурсов, в отличие от фестивалей, у нас в стране и так много — телевизионных, в рамках других фестивалей. Но мое мнение, что ни мы в целом, ни Иосиф Давыдович с Валерией и Олегом Газмановым в частности ничего плохого им не сделали и вряд ли было разумным накалять ситуацию там, где это абсолютно не могло помочь решению каких-то споров между странами. — «Мы очень боимся, что вы ее сломаете». Три вечера публику радовали Лепс и друзья, сплошь звезды и любимцы — от Валерия Меладзе до Ани Лорак, от Ирины Аллегровой до Стаса Михайлова, от Сергея Лазарева до Светланы Лободы, от Эмина до Нюши и т.д. Наверное, да. фото: Руслан Рощупкин

Григорий Лепс прилежным собирателем-сказочником музыкальных опусов и эпосов ждал, однако, хуторян уже не в какой-нибудь «пасичниковой лачужке», как Рудой Панько, а в шикарном (по сравнению с лачужкой) концертном зале у самой кромки речки Мзымты, под нависающим каменистым утесом Большого Кавказского хребта. Так что Григорий, возможно, войдет в историю города не только как его знаменитый сын и певец, но и как строитель-созидатель. Задача госмасштаба, значит…— И так тоже, если угодно. Это моя жизненная позиция. Впрочем, куда ему еще деваться! — Да, уж это шарахнет! Что касается «Рождества» на Роза Хуторе, то нужен был, на мой взгляд, именно фестиваль, тем более что конкурс, например у Игоря Яковлевича Крутого, получается замечательно — «Новая волна» в Юрмале была великолепна, и мне искренне жаль, что ее оттуда выживают, что все так произошло, я совершенно не понимаю латвийское правительство. Кто-то считает по-другому. Посмотри, как много людей в эти дни здесь живет, отдыхает, все довольны, а фестиваль привнес в атмосферу праздничных дней яркую, как я считаю, краску. Сейчас многие увидели, какое это прекрасное место, замечательные условия жизни, фантастическая природа, море и горы — все рядом, великолепные дороги и лыжные трассы, все продумано до мелочей. Не знаю, почему она перестала их делать. У каждой стороны свои мотивы… — Запреты вообще плохи. — Алла как-то отреагировала на твою версию?— Она, по-моему, не слышала еще, если не смотрела прямую трансляцию «Рождества». — Первый раз это было давно, на его сольном концерте. Концептов и особых премьер не было, известные хиты и дуэты, но старт был дан, а публика светилась счастьем, как спелая слива. Борис Борисович мне всегда нравился. Мы уже об этом думаем. Если учесть мой личный опыт, когда я попал на знаменитый пивной фестиваль, то мы просто ангелы по сравнению с теми уродами, которые там фигачат пиво литрами и ссут тут же за каждым углом. Я никогда не претендовал быть первым, ха-ха-ха. — А «Метель» Пугачевой почему выбрал? Он показал мне и другую песню, которую недавно написал, тоже очень симпатичную, сказал, что можно спеть вдвоем. Много лет я пел его «Обернитесь» — и в одно горло, и с его братом, Валерой Меладзе, когда мы выступали вместе. И нетленки, и дуэты, и каверы в совершенно неожиданном диапазоне — от «Стаканов на стол» Гребенщикова до пугачевской «Метели»…— Песню Гребенщикова я давно пою. А там ополчились на Кобзона, Газманова, Валерию, хотя «Новую волну» в целом никуда не выгоняли. У него есть целый ряд произведений, которые бы я хотел спеть. Роза Хутор — одно из новоиспеченных чудес постолимпийского Сочи — принимал гостей первого музыкального фестиваля «Рождество, Лепс и друзья». Потому что некоторые из своих песен я и сам подчас спеть не могу, ха-ха-ха. Никакого оркестра, просто гитара или две гитары и мой голос. Я это понял, когда с этим сам столкнулся. Пришлось выкручиваться, уверять, что нафталин — это чудодейственный консервант, гарант вечности, а творческое долголетие и бодрость духа Иосифа Давыдовича это только подтверждают. Это ошибочное мнение. Но думаю, уживемся. А он пел в зале. Я приезжал шесть или семь раз в Юрмалу и могу сказать, что жить там особенно негде, условия слабенькие, а цены выставляются такие, что оторопь берет. Все-таки это забирает огромное количество сил. Это правильно? А мне бы очень хотелось, чтобы российские граждане — зрители, туристы, музыканты, артисты — поддерживали российские фестивали и российские горнолыжные курорты. После торжественного закрытия «ЗД» напросилась обсудить с г-ном Лепсом дебет с кредитом фестиваля, но разговор с таким феноменальным человеком и артистом, конечно, не мог не выйти за узкие рамки обозначенной темы. Хоть и времянка, но расписная, большая, на 1000 мест, с ионическими колоннами и стеклянными витражами, так что даже жаль разбирать теперь всю эту красоту. В одном случае — к счастью, в другом — к сожалению, но предлагается огромное количество дуэтов. Мне вообще много его песен нравится, они действительно народные. Неужели здесь дешевле?— Значительно дешевле! Сложный, конечно, вопрос. Ради бога! — Сейчас все гораздо сложнее, чем было недавно, на мой взгляд. Возможно, мы и пойдем по этому пути — специальные композиторские премьеры, творческие вечера. Он предложил, я согласился. Пришла пора поддерживать свою землю и оставлять все-таки деньги в стране, в которой вы их зарабатываете, ребята. Дело совсем не в дуэте. Согласен. Ты ведь опять засел в нескольких номинациях…— Если, конечно, «Звуковая дорожка» считает, что я достоин, то я с удовольствием приду и получу… еще несколько наград, ха-ха-ха. Красота! А переживаешь ли ты за Макаревича, которого здесь начали обзывать и оскорблять «национал-предателем»?— Сложный вопрос. Фестиваль «Рождество» обрел плоть, но пока остается в поисках формы. — Неужели?!— Объясню. У меня есть свое личное мнение, но я не считаю сейчас корректным выносить на общественный суд мнение о таком заслуженном человеке, как Макаревич, — блестящем музыканте, живом классике. Мне всегда было обидно, что очень многие наши известные люди вывозили из страны огромные средства, тратили их на Куршевель, Сент-Моритц, зальцбург-шмальцбург и т.д. Сочинский постолимпийский промоушн. Мегаэксклюзив! Какая память! Когда-то было что-то в Ялте, но тогда и это еще не была Россия. А пока в качестве пробной хлопушки вы с Михайловым, значит, как два именитых сочинца, устроили фурор, исполнив дуэтом «Все для тебя». — А надо обязательно обращаться за разрешением, если чью-то песню захочешь перепеть?— А как же! Если эти песни раздать разным артистам, то, возможно, они прозвучат по-новому, неожиданно. Тем более что отношение к нам не меняется там в лучшую сторону — привозим, тратим, но все равно остаемся для них дикими людьми, русским быдлом, которое приехало. Григорий Лепс и Ирина Аллегрова. Но я не делал это один, огромное количество народа — моя команда, партнеры, друзья. — Не побрезгуешь очередной премией ZD Awards от «Звуковой дорожки» 23 февраля в Кремле, если что? По-моему, логично. — «Новая волна» тоже вроде перебирается в Сочи. Просто, может, Алла Борисовна немного устала. Единственное, что смущало маэстро — временность строения. — Что-то мне подсказывает, что и на сей раз тебя в покое не оставят. Есть целый ряд композиторов, чьи имена, может, не так известны, как имена наших признанных мэтров, но их творчество заслуживает неменьшего внимания. Но так как г-н Лепс намерен обосноваться здесь со своим проектом всерьез и надолго, а на открытие фестиваля прибыл даже губернатор Ткачев, уже найдены люди, «готовые поучаствовать» в возведении полноценной концертной площадки. Едкой гоголевской иронией с нотками чертовщинки, конечно, лезли в голову сравнения с «Рождественскими встречами» Аллы свет Борисовны, но… как есть. Очень интересная музыка, умная. И потом вряд ли правильно утверждение, что нас ниоткуда не гонят. Идет информационная война — и с той, и с другой стороны. У него свои взгляды, у меня — свои. Пренебрегают?— Может, достаточно сложновато? Как бы банально это ни звучало, но я действительно считаю, что это патриотично. — Но на практике сейчас получается, что одни взгляды признаются исключительными и правильными, а все, кто не согласен, предатели и враги. Не знаю, кто из нас дичее. Вот во время Великой Отечественной войны людей с Западной Украины считали предателями, потому что они не принимали советскую власть, и эта власть считала их предателями. А они считали себя абсолютно свободными людьми, никакими не предателями, но и совершенно не считали себя патриотами России, хотя их земли и вошли в СССР. и т.п. В чем мотив?— Мотив был очень прост. В общем, проморгали концертный зал, и Григорию Лепсу, задумавшему окультурить эстрадным фестивалем родной город и гостящих в нем туристов, пришлось изрядно потратиться на сооружение времянки из сборных конструкций. Оказывается, выстраивая к Олимпиаде новый туристический кластер, впопыхах совершенно забыли, что вечерами лыжники Вакулы и лыжницы Оксаны, накатавшись всласть по горным склонам, захотят культурно отдохнуть, посетить концерт звезд отечественной, а возможно, и зарубежной эстрады. На сегодняшний, точнее, уже на вчерашний день в России не было ни одного мало-мальски нормального музыкального фестиваля. Есть блестящие композиторы в нашей стране — Макс Фадеев, Костя Меладзе, Игорь Матвиенко, Игорь Николаев, другие… — Та же Пугачева…— И Алла Пугачева. Уживетесь? — Сидим мы, кстати, тоже в люксе. Раньше думал, что это гораздо легче. Но опасное предприятие, понимаю, поэтому и есть у меня сомнения. — А мы дикие люди?— Не знаю. Я смотрю, ты «любишь» этого парня… У нас прекрасные человеческие отношения, я с искренним уважением отношусь к нему, хотя многие относятся достаточно скептически. Макаревичу понравилось. — И как, фестиваль уже помог «известным людям», как ты их назвал, больше не возить деньги за границу?— Ха! Кирпичик к кирпичику, шаг за шагом. Но у меня большие сомнения! Если кому-то нравится то, что делаю я, и они хотят это перепеть — милости прошу.