В Суздале мультипликаторы открыли «Чебурашечную» и пельменную «Полтора кота»

Aлeксeй Туркус — прeзидeнт мультипликaтoрoв. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службы Суздaльскoгo кинoфeстивaля.

Зa дeнь дo прeзидeнтскиx выбoрoв в Суздaлe выбрaли свoeгo прeзидeнтa. Тaкoвa трaдиция: взял глaвный приз пoлучил признaниe кoллeг — впрaвo, нo только на год. Гран-при фестиваля получил 18-минутной анимационной картины «Суета сует» Алексея Туркуса и покойного Алексея Шелманова. Так через год Туркусу президент Суздальфеста. Он говорил в духе Шагала мудрый рассказ о жизни провинциального еврейского городка с летающими влюбленными, синими и красными коровами, над крышами домов, алчным аптекарем Шпильманом, скрипящей, как ржавая дверь моей бабушки, красочные свадьбы. Можно только представить себе, с тем, как трудно рождалась эта картина, когда ее режиссер боролся с тяжелым заболеванием, но он по-прежнему продолжал работать. Другие награды, разошлись, главным образом, между хозяевами, и в то же время был доволен и молодые, в основном молоденькие девушки, давно стали силой внутренней анимации. Мужчины и молодые люди пополняют ее ряды не так активно, потому что это трудоемкое и кропотливое. Как признался самый удивительный гость фестиваля, а это голландский режиссер Микаэль Дюдок де Вит, работа аниматоров — нездоровый, сумасшедший, потому что человек должен быть сумасшедшим, чтобы этим заниматься. Ну сказал человек, который стал звездой мировой анимации, который получил «Оскар» за фильм «Отец и дочь», поставив в восемь минут экранного времени такую палитру чувств, в первую очередь, девушки, жизнь, ожидающей отца. Жизнь мультипликатор трудно, и это очевидно на примере самого Дюдока, продолжавшего работать простым аниматором, после того, как «Оскар», вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, из-за возможности создания авторского фильма. Изображения Дюдока «Монах и рыба», «Красная черепаха» номинировались на «оскар». Его работы лишены слов, но наполнен музыкой, вербальный язык им не нужен. Они, как сны ребенка, поэтому и не стал взрослым.

Одним из наиболее значимых фестивалей событием стал первый показ в России документально-анимационной картины: «Знаешь, мама, где я был» Лео Габриадзе, признанной в Суздале лучшей в конкурсе художественного фильма, хотя сделана эта лента на стыке, построенный на общение рисованной анимации и компьютерной перекладки с документальными кадрами. Фильм был снят Лео о своем великом отце — грузинском художнике, писателе, основателе театра марионеток в Тбилиси Резо Габриадзе. Картина вызвала неистовый восторг, а, как оказалось, мало кто из участников фестиваля знал, что это удивительный человек, Резо Габриадзе, лавры, которые автоматически переключился на сына. Лео снял биографический фильм по сценарию отца, где почти все время находится в кадре, вспоминая свое детство. Использовать веселые и наполненные горем по-детски трогательные рисунки Резо Габриадзе, из которых рождались его трагической красоты и силы представления. Проблема только в том, что изображение было статичным, иллюстративной, символы на дисплее не задышали, не зарядка жизни, как на сцене. Лео Габриадзе с 12 лет он был помощником и актер в театре своего отца, в 17 лет сыграл Скрипача в фильме «Кин-за-за!» Георгия Данелия. Анимации, он имеет отношение, потому что учился в университете в Калифорнии, но режиссер мультфильма не стал.

Самый известный спектакль Резо Габриадзе «Осень нашей весны» и «битва» («Песня о Волге») — как и мечты о прошлой жизни. Вот и в фильме, он говорит о том, как был маменькиным сынком, ходил всегда один и едва добирался до школы без каких-либо конфликтов. Но, так хорошо было в библиотеке. Там действительно никто не обидит, а может быть читать вместе с симпатичной война — пожирательницей книг. А мальчик с рисунками Резо Габриадзе напоминает Пушкина в пионерском галстуке и с ногами, как сухих, позавчерашние макароны. Здесь и бабушка с лицом Пушкина. А потом в доме появился немецкий пилот, прилагается для подмоги по хозяйству. В присутствии служащих внутренних сил торжественно откроет построенный им туалет. Но дедушка немецкий не нравится, вот он и уходит всякий раз, когда где-то, стоит только то заявиться. И когда старик умирает, это фашист сколотит ему удивительный гроб, и вся родня подивится, как мы в войне победили.

Мечты продолжаться,и на экране оживут портреты Ленина и Сталина. Боссов строго смотрят на маленький Резо. Ильич доставить: «Сколько висим здесь, Коба, он ни разу не пришел в школу вовремя. Вот кого надо гнать из школы». То Ленин звонок Сталина мягкотелым интеллигентом, разгорится спор. А еще один Ленин в детском возрасте, оживающий на груди взрослого Ильич, найти меру наказания для Пушкина «макароньих» ноги: «Стрелять во время перемен».

Анимационный персонал — мастера придумывают невероятные истории. В день открытия фестиваля они превратили на сцене в точке общественного питания, организация названиями: «Чебурашечная», пельменная «Полтора кота» — по названию фильма Андрея Хржановского, ресторан «Шинель» — в честь незаконченного шедевр Юрия Норштейна. Повара принимают аппетитные батоны колбасы, на наших глазах приготовили пиццу, а то местные повара выкатили шоколад Винни-Пух в торт и с синим мячом. Ближе к ночи мы его вместе ели. Весь вечер он говорил об анимации со вкусом, но очень вкусный вызов не требуется. Главное, чтобы это не было безвкусно. По залу ходили официантки в кружевных бумажных передниках, угощали ликером и беконом. Фестивальная заставка, сопровождавшая все показывает, кроме того, показал, кулинарные свойства, на самом деле за шагом инструкции для создания анимационного фильма.

Режиссер Алексей Будовский пришел с четырехминутным «Бруклинским ветер» из Колумбии, где живет и работает уже девять лет, но я чувствовал себя как дома. Его отметили дипломом за лучший профессиональный короткометражный фильм». Получил спецприз «большой охоте за анимацию» и давно обосновавшийся в Венгрии завсегдатай Суздаля Алексей Алексеев для «Охоты», где заяц и собаки меняются роли, но охотник этого не замечает.

Рисунок многих молодых режиссеров — как мечты о детстве, которая напоминает ад. Дарья Зимина — талантливая студентов день святого Валентина Ольшванга. Его вгиковская мастерская была на высоте, как и вся уральская анимация, богато представлены на фестивале, который когда-то имел непосредственное отношение. Пять минут рисованный «Шкафчик» Дарьи Зиминой рассказывает о том, как трехлетнего ребенка в первый раз ведут в детский сад. А там его ждут полный тест. Унылые стены украшены план, мытье рук. Со стенда «Наши мамы» на нас смотрят портреты злых женщин, нарисованные их детьми. Дополнять их ругань и уже реальные воспитательницы. При этом зрители смеются, глядя на мир, детская печаль, где он вырос, не дано понять ребенка. Сколько бы мама не ублажала ребенка рассказами о прекрасной жизни в детском саду — «Там у тебя будет шкафчик» — тот опыт останется ужасом, который всегда с тобой. Другой мальчик, в нем всегда должно быть в течение пяти дней двухминутной «Будильник» Даниэль Лаврикова думал, что съел своего друга. «Бирюк» Полины Федоровой по уральскому фольклору слишком полон детских страхов. Непослушную девочку перед сном пугать бирюком, который придет и заберет баловницу. Фильм был отмечен дипломом как лучший для детей со словами «в сфере внедрения народной педагогики». Рисованная картина «Коля и бабушка» Анны Юдиной — дебют, хотя ее автор давно работает в анимации. Он о мальчике, который ополчились бабушка у входа. То, как обижали девочку за то, что она девушка, а не как они старушку. А когда дети выросли, и стал водителем автобуса и терапевтов, и то по бабулькам и пришел верная смерть. Ничего, кроме хамства и равнодушия, они не получат ответа. Зал ревел после просмотра этой лихой фотографии, а жюри оставило без внимания. Галина Голубева получила награду за лучший студенческий фильм. Ее «А как наши космонавты» сделаны в технике пластилиновой перекладки с помощью голоса Юрия Гагарина и на основе песни села Верхняя Покровка Белгородской области. Трое астронавтов отправился в космос, потому что тяга к неизвестному в крови у русского человека. И это также история с детским закваской.

Анализ полета провел Юрий Норштейн. Из года в год он твердит своим молодым коллегам о дуракавалянии, которая так необходима в анимации. На общую радость, это, очевидно, в некоторых работах. А вот продюсеры, мэтр готов повесить за одно место, потому что они чаще врагами режиссера, а не его соратники. Да и вся нынешняя система существования в кинопроизводстве не дает возможность развития мысли.