В Роттердамском кинофестивале поучаствуют наши «дураки» и «ангелы»
На фото:Дарья Екамасова в фильме «Ангелы революции»
Фото предоставлено ROSKINO.
Роттердамский кинофестиваль — один из самых интересных и экспериментальных в Европе. Он стал красной тряпкой для части старшего поколения российских кинематографистов, которые любят повторять, что та или иная смелая картина молодых сделана у нас для Роттердама, где якобы любят исключительно чернуху. Сами мэтры в тех краях не бывали, но особое мнение имеют. А российское кино в Роттердаме не забывали и не забывают. И необязательно радикальное. Там показывали старшего Германа, Балабанова, Муратову, Андрея Хржановского, Садилову и Сигарева, поддерживали проекты Германа-младшего и Ильи Хржановского.
В основном конкурсе, где год назад участвовала картина «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниной, на этот раз нет наших фильмов. Зато представлена на редкость широкая география: Индонезия, Перу, Аргентина, Кипр, Словения, Дания, Нидерланды… Нет наших фильмов и в относительно новой программе «Яркое будущее». То есть нам отказано в таковом. И это тоже печально. А вот в программу «Сигналы», которая в этом году имеет еще и подпрограмму «Пропаганда каждый день», пригласили две наших картины. Это «Ангелы революции» Алексея Федорченко, премьера которой прошла на Римском кинофестивале, где Алексея Федорченко отметили наградой «Марк Аврелий будущего». Фильм поставлен по книге казанского драматурга и постоянного соавтора Алексея — Дениса Осокина. Его события происходят в 20-е годы прошлого столетия. Картина необычна по изображению и ассоциативному ряду. В России ее мало кто видел.
Второй участник этой необычной программы — режиссер, художник, продюсер Олег Мавроматти. Когда-то он работал со Светланой Басковой на хорошо известной в синефильских кругах картине «Зеленый слоник», участвовал в самых радикальных акциях. Одна из них называлась «Не верь глазам». Мавроматти привязали тогда к кресту, в руки каким-то образом вбили гвозди. При этом он заявлял, что не сын бога. Спустя десять лет Мавроматти участвовал в онлайн-акции, воспроизводившей нечто вроде казни на глазах у народа, и уцелел в ней. Его вызывали в прокуратуру, хотели привлечь к уголовной ответственности. В Софии Олег Мавроматти устраивал «Заговор кастратов», а в московском музее Андрея Сахарова приял участие в громком проекте «Осторожно религия». Фильмография у него разнообразная. Пожалуй, самый известный в ней фильм — «Тайная хроника марсианских шпионов». В последнее время Олег Мавроматти живет где-то между Нью-Йорком и Болгарией, там снимает свои картины. Его документальная лента «Дуракам здесь не место» приглашена в Роттердам и позиционируется, как картина, зафиксировавшая идеологические изменения в современной России. Основана она на дневниках блогера и православного активиста Сергея Астахова.
В программе «Сигналы: Пропаганда каждый день» покажут не только фильмы, но проведут выставки и семинары. Это весьма причудливая секция Роттердамского фестиваля, которую посвятили на этот раз современным образцам пропаганды, которая все активнее и на всех уровнях внедряется в нашу жизнь.