В Кировске, где снимался «Левиафан», доведенный до отчаяния бизнесмен застрелил мэра и его зама
фото: Кирилл Искольдский
Отмеченную многими престижными кинопремиями и номинированную на "Оскар" российскую картину активно обсуждают в СМИ и соцсетях . В связи с этим журналисты вспомнили историю, произошедшую еще пять лет назад в мурманском городе Кировске, где снимался "Левиафан" Андрея Звягинцева. В 2009 года доведенный до отчаяния городскими чиновниками пожилой предприниматель совершил двойное убийство — главы администрации Ильи Кельманзона и его заместителя по ЖКХ Сергея Максимова, а затем покончил с собой.
Инцидент произошел в городской мэрии. После того, как Кельманзон и Максимов провели аппаратное совещание и брифинг для журналистов, они пригласил к себе ожидавшего в приемной 62-летнего бизнесмена Ивана Анкушева, чтобы обсудить расторжение договора аренды помещений, где он размещал свой магазин «Молодежный», приводит подробности Znak.com.
На встречу с главой города доведенный до отчаяния произволом городских чиновников пенсионер взял с собой пистолет ТТ со спиленными номерами, одним выстрелом из которого он убил Максимова, а затем около десяти раз выстрелил в мэра, попав всего раз ему в грудь. Со смертельной раной окровавленный градоначальник зашел в соседний кабинет контрольно-счетной палаты, рухнул на диван и истек кровью до приезда медиков. После чего Анкушев покончил с собой
Известно, что полицейские нашли на месте трагедии предсмертную записку, однако полное ее содержание не разглашается. Впрочем, издание приводит отдельные цитаты: "Надежды на честный суд нет", "Мой торговый оборот не превышал 25 млн рублей в год. администрация была должна мне 4 млн рублей. Вы уничтожили меня".
Реальная трагедия, как отмечают местные жители, невероятно перекликается с историей, рассказанной в фильме Андрея Звягинцева, который снимался именно в Кировске. Таким образом, инцидент опровергает слова министра культуры Мединского о том, что "Левиафан", главный герой которого оказывается в сходной ситуации, не является "российской историей". "Вообще это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает, — сказал он. — Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения". "Совсем уж перебором" министр назвал то, как в фильме преподнесена тема Русской православной церкви. "За гранью. Это меня сильно и крайне неприятно резануло", — отметил Мединский.
Смотрите видео по теме "Трейлер к фильму Андрея Звягинцева "Левиафан""
В программу 67-го Каннского кинофестиваля включен фильм «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева. Фильм представляет из себя авторскую интерпретацию истории библейского Иова, рассказанную на материале современной России. Оригинал видео на сайте youtube.com, опубликованного пользователем welaughatstupidshit.
"Левиафан" снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая. Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс. К наиболее известному философскому сочинению последнего "Левиафан", посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.
Мировая премьера фильма состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где фильм был удостоен награды "За лучший сценарий". Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности, Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе. Фильм уже закуплен более чем в 50 странах. В отечественный прокат фильм выйдет 5 февраля.
11 января лента завоевала "Золотой глобус" как лучший неанглоязычный фильм. Конкуренцию российской ленте в борьбе за “Глобус” составили "Ида" польского режиссера Павла Павликовского, шведская картина "Форс-мажор", работа израильского режиссера о положении женщины в еврейском обществе "Развод Вивиан Амсалем" и эстонская картина "Мандарины".
15 января стало известно, что "Левиафан" пробился на "Оскар". Вместе с российской лентой на награду в категории "Лучший фильм на иностранном языке" претендуют аргентинский фильм «Дикие истории» Даминана Шифрона, эстонская картина "Мандарины" Зазы Урушадзе, "Ида" польского режиссера Павла Павликовски и "Тимбукту" мавританца Абдеррахмана Сиссако.
Смотрите видео по теме "Андрей Звягинцев с призом "За лучший сценарий" Каннского кинофестиваля на встрече с журналистами"
Российский режиссер Андрей Звягинцев получил приз за лучший сценарий — к фильму "Левиафан".
Британская газета The Guardian включила "Левиафан" в пятерку лучших фильмов года. "Новый русский шедевр, — так охарактеризовал картину ведущий кинокритик издания Питер Брэдшоу. — "Левиафан" цепляет вас с самого начала. Его сценарий настолько захватывающий, что вы ничего не можете сделать с собой, чтобы не досмотреть его до конца". Сам Звягинцев ранее в интервью The Guardian заявил, что был удивлен тем, что его фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на "Оскаре". По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле": "У вас нет особых перспектив — ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно".
Продюсер "Левиафана" Александр Роднянский считает, что трагическая история обычного человека, который сталкивается лицом к лицу с бездушной системой, абсолютно универсальна. "История, рассказанная в фильме, имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что "Левиафан" рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и "Левиафан" стоит на плечах ее гигантов: от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова", – заявил он.