В Большом театре растопили «Снегурочку» прожекторами

Фoтo Дaмирa Юсупoвa/ Бoльшoй тeaтр

Всe ужe случилoсь: ядeрнaя вoйнa, экологическая катастрофа, глобальное похолодание и разрушения цивилизации. Мир завален снегом. Мерзнущие, кутающиеся в бросает берендеи ошиваются на проржавевших верхних люльках колеса обозрения, крыше недостроенного бетонных небоскребов с торчащей арматурой, недалеко от верхней части опор ЛИНИЙ электропередачи с оторванными проводами. Ли, царь Берендей (Богдан Волков) — «роскошный дворец» находится в поезде, в некотором роде, быть на вершине многотонного снежного слоя. Чудеса? Ну конечно! Это же весенняя сказка — все, что хочешь может произойти. В том числе и внешний вид девочки-Снегурочки (Ольга Селиверстова) — угловой юницы с перевязанной рукой. Почему она перевязана (повязка до конца выступления немного увеличить) — никто не понял. Ну, может, только рука болит. Весной (Агунда Кулаева) красиво поет свою арию. Хотя сделать это ей не легко: певица выпало на долю первого въезда зрителей в правила недетской игры под названием «Снегурочка» Римского-Корсакова в Большом театре, построен в жанре среднебюджетного триллера-антиутопии о постапокалиптическом выживании человеческой цивилизации, в условиях ядерной зимы.

Что общего имеет это с пантеистической, поэтичных, невероятно красивый, полный чувственности и эротики, истории, рассказанной Островским и Римским-Корсаковым? Самое прямое: все эти чувственность, весь этот пантеизм и даже красоту музыки постановка отрицал на корню. Ну не интересует ни режиссеру, ни художнику Владимиру Арефьеву. И даже дирижер Туган Сохиев, который, казалось бы, по крайней мере, мало кто мог прикинуться, что он на стороне Римского-Корсакова, что он не хотел, а встал в глухую оборону режиссерского решения. На самом деле, не в глухую, и только очень звучную: maestro обнаружил в партитуре мрачные картины, выдерживал паузы между номерами и очень сгустил краски. Изображения сопротивлялись как могли, но проиграли. Вместе с композитором.


Фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Подробно описывать эпизоды этого художественного выражения не очень интересно — достаточно взять любой фильм на подобную тему, которые выдаются в Голливуде пачками. Сейчас, правда, мода на них несколько прошло, но пятнадцать лет назад мы видели и стальные бочки с путем сжигания мусора, в которых не нагревается обездоленное человечество, и юродивых с бритыми черепами и перевязанными чреслами, которые, тем не менее лихо отплясывают танец скоморохов, видели, печенье и банки, которые достают из вещмешков как бесценный груз, встречались нам и очки, которые защищают от снега заболеваний (где их только взять?), и страшные цифры, ползающие по бетону и арматуре, не давая Мизгирю (Эльчин Азизов) ближе к Снегурочке. Все есть. Интереснее описать то, что мы не видели и слышали: любовную историю, движение чувств, волшебный переход из детского невинного холодности к зрелой женской страсти, гармонии эпоса и лирики, которая так зачаровывает в операх Римского-Корсакова, а только красоту этой музыки, мелодии, гармонии, которая заморозила ядерная зима, будь неладна.

Подозреваемых постановщиков в спекуляциях на кондиционер злобу дня невозможно: ясно, что предварительное решение созрело задолго до возникновения нашей неестественно холодного лета 2017 года. года. И вот пришла убийственная мысль: а что, если наоборот?! Если холодно нашего лета вызывали столь радикальной трактовкой русской классики? А что, если Ярило-Солнце осерчал на нас? И не будет нам лето в этом году?! Теперь по крайней мере знаем, с кого спросить.