Смена директора «Третьяковки»: Минкульт прощается с современным искусством
фото: Сергей Иванов
Причины неожиданного увольнения Лебедевой, как ни странно, лежат на поверхности. Первая из них связана с изменением культурной политики – с приходом на должность главы Министерства Владимира Мединского современное (читай – актуальное) искусство стало не в чести. Еще осенью 2013-го министр вопрошал: «Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпичей? Да ещё за государственные деньги!» Еще тогда творцы абстрактных полотен, видеоарта и инсталляций почувствовали как закручиваются гайки и не за горами возвращение «темных времен». В то же время Ирина Лебедева, специалист по русскому авангарду, назначенная еще Александром Авдеевым, не собиралась менять заданный ею курс.
– В Минкульте были недовольны политикой Третьяковки, где упор на актуальное искусство стал если не приоритетным, то паритетным по отношению к искусствам традиционным. В таком случае Ирина Лебедева как директор главного национального музея страны «вываливается» из официальной парадигмы, – поделился своим мнением с «МК» арт-критик Александр Панов.
Вторая причина связана с общим финансовым кризисом и последовавшими за ним изменениями в работе РОСИЗО, одной из ключевых задач которого после назначения Трегуловой стали госзакупки в Музейный фонд РФ. Недавно Департамента культурного наследия Минкульта Михаил Брызгалов предложил интегрировать в состав РОСИЗО дирекцию Музейного фонда РФ, инициатива была поддержана. Таким образом в аппарате РОСИЗО наметилось двоевластие, ведь у Музейного фонда РФ есть свой начальник – Надежда Петрова. Вывод напрашивается сам собой – одна из дам должна покинуть свой пост. И лучше перебросить на другое «поле» Трегулову, ведь она музейщик со стажем (выпускница искусствоведческого отделения истфака МГУ, проходила стажировку в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, возглавляла отдел зарубежных выставок в ГМИИ им. Пушкина, была замдиректора по выставочной работе в Музеях Кремля), в отличие от чиновницы Петровой.
– Министерский Боливар не выдержит двух директоров. А Трегулова не только опытный музейщик, но высочайший степени дипломат, который умеет сочетать профессионализм с лояльностью. У Трегуловой, к тому же, был опыт работы в ГТГ как куратора и в сегодняшней ситуации это идеальная фигура с точки зрения Министерства, – объясняет Панов.
Впрочем, несмотря на скоропостижное решение ведомства, Ирина Лебедева войдет в историю Третьяковской галереи как один из самых успешных директоров, хотя упорные слухи о ее увольнении ходили уже давно. Во время ее руководства был «почищен» кадровый состав, люди, не имевшие достаточной квалификации (как, например, Екатерина Селезнева, занимавшая должность главного хранителя, при том, что являлась педагогом по английском языку) были уволены, в музей пришли молодые перспективные специалисты. Начато долгожданное строительство нового корпуса ГТГ – близ главного здания в Лаврушинском переулке. Обновлена экспозиция ХХ-ХХI веков на Крымском валу, проведено немало выставок полузабытых художников ХХ века, открыт ряд новых в музейном деле направлений. Сама же Лебедева не злоупотребляла служебным положением – какое-то время ездила на работу на метро. «Нельзя сказать, что она не совершала ошибки, но они были непреднамеренным. В целом большинство сотрудников Лебедева устраивала: ей не нужно было объяснять элементарные вещи, понятные музейному работнику и не понятные чиновнику», – поделился с «МК» один из музещиков ГТГ.
– Нужно искать положительные моменты: Трегулова умеет разговаривать с министерскими персонажами, – говорит «МК» бывший сотрудник ГТГ Кирилл Алексеев. – Но с приходом каждого нового начальника меняется аппарат, так, скорее всего, будет и теперь. Если Трегулова не будет убирать научных сотрудников и руководителей отделов, то ее приход будет приветствоваться. Но, к сожалению, практика показывает обратное. Нужно смотреть по делам. РОСИЗО выиграло от ее прихода – ведь это человек, вышедший из академической среды. Я считаю, что снятие Лебедевой – ошибка. Но если Трегулова найдет средства на развитие ГТГ, заставит работать спонсорский отдел, это будет хорошо.
– Но современное искусство при ней вряд сохранит те же позиции, что при Лебедевой?
– Современное искусство сегодня — почти что синоним крамолы. Человека, который лоббировал бы современное искусство, поставить не могли, это не обсуждается. Однако, если Трегулова обеспечит финансирование, то ей простят все. Но, понятно, ей придется действовать в определенных рамках.