Русское кино с норвежским оркестром
Фото: tiff.no
Полноценный новый год за полярным кругом начинается не 1-го января, а на двадцать дней позже. Именно в этот день полярная ночь сменяется на полярный день — и над городом впервые за два месяца выходит солнце. Кино здесь показывают буквально везде: от крыши ультрасовременного здания публичной библиотеки до палубы гигантского парома, который ведет экскурсии по норвежским фьордам. И хотя в самой Норвегии кино пока — далеко не главный национальный вид спорта, на время кинофестиваля жители Тромсе забывают про лыжи и любой хоккей. При населении в 70 тысяч жителей фестиваль исправно каждый год продает 60 тысяч билетов.
Церемонию объявления номинантов на премию «Оскар» здесь тоже отметили по-особенному, устроив под открытым небом специальный показ «Холодного сердца» — прошлогоднего «оскароносного» мультфильма «Диснея», вдохновленного скандинавским эпосом. А сам показ предварял концерт одной песни, зато какой — уроженка Тромсе Лиза Стокке исполнила Let It Go — песню, которая также завоевала «Оскар» в прошлом году.
Что касается нашей главной надежды на «Оскар», фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева, то он произвел на норвежцев свое впечатление. Зрители, выходя из зала, отмечали игру актеров и работу оператора, но, кажется, не вполне были готовы разделить чрезмерный драматизм автора. Здесь, в царстве спокойствия и красоты, кит — это просто красивое животное, на свидание с которым так выгодно возить туристов, а вовсе не символ большого и ужасного государства, медленно обгладывающего человека до костей.
Зато с внушительным успехом прошел необычный концерт состоялся в здании старейшего в Северной Европе кинотеатра — Verdenstreatret. Построенный ровно сто лет назад, в 1915 году, он был изначально задуман как кинотеатр немых фильмов, в нем до наших дней сохранились не только характерные для Севера фрески на стенах, но и некое подобие оркестровой ямы перед экраном. В нем-то и расположился импровизированный оркестр из четырех музыкантов, которые написали музыку к фильму за какие-то три дня, а впервые познакомились друг с другом за две недели до премьеры.
Руководил квартетом еже один уроженец Тромсе Ула Асдал Рокконес — саксофононист, представитель Норвегии в «Европейском джазовом оркестре». Барабанную установку занял другой его земляк, Якоб Янссон. Россию же представлял опытный пианист Андрей Кондаков и основатель «ВолковТрио», контрабасист Владимир Волков, известный своей работой с лидером группы «АукцЫон» Леонидом Федоровым.
Все вместе это шуршало, стучало, выло, шумело дождем, смеялось, перекатывалось и перестукивалось в такт задорному сюжету на экране, выдуманному Виктором Шкловским, который вольно интерпретировал историю взаимоотношения Маяковского и семейной пары Лили и Осипа Брик. Без малого девяносто лет спустя оказывается, что свобода, вырванная веком джаза у классического искусства, лучше всего подходит той легкости, с которой Абраам Роом разыгрывает этот любовный треугольник. Там, где норвежский зритель просто получит удовольствие от кристального юмора, русский грустно вздохнет, глядя на ту Москву, которую мы потеряли. Вместе с трамваями, аллеями, церквями и особняками испарилась и эта воздушность, свет, широта — улиц, людей и взглядов.
Следующий раз «Третью Мещанскую» с новым музыкальным сопровождением покажут там же, в Тромсе, в сентябре — на фестивале немых фильмов. После чего он отправится в короткое турне по России: в Мурманск, Петрозаводск, Москву и Санкт-Петербург.