Роман Рябцев: «Группа «Технология» — отживший свой век проект»

daee943c9ff798dc4a1b4f048f764e44


фoтo: Aлeнa Лeвчeнкo

— Рoмaн, ужe уxoдили из «Тexнoлoгии» нa дoлгиe 10 лeт, нo зaтeм снoвa вeрнулись в «рoдныe пeнaты». Тeпeрь я пoнимaю, мoсты сoжжeны пoлнoстью. Нe будeт, извинитe? Тeм нe мeнee, с этoй кoмaндoй у вaс связaнa вся жизнь…

— Нe всe, a тoлькo чaсть. Ужe в нaчaлe 1993 гoдa. гoду, я работал, как композитор, аранжировщик с другими подрядчиками, не говоря уже о моих сольных проектах. У нас в стране часто бывает так: сначала все смеются, ABBA, а потом через 10 лет, начинают ахать, как это было здорово.

То же самое произошло и с «Технологией». Мы пытались войти в одну реку дважды, на волне ностальгических настроений аудитории, он записал альбом и несколько синглов, но, как оказалось, никому это не надо.

Часто клиенты предприятий концертов говорят: «Только не поют ничего нового, только старые песни. Мы выросли на них, мы зачали своих детей под «Странные танцы». Это, конечно, чертовски лестно, но когда ты слышишь это в сотый раз, вы можете начать чувствовать себя древним ископаемым, музей, выставка или младшим братом Кобзона.

Я не хочу превратиться в мумию, и скрипучим голосом завывать «, нажав на кнопку». На кнопку я жать не собираюсь. Я чувствовал, что группа превращается в нафталиновую пошло, все выступления сводятся к участию в дискотек на ретро-станции или в подозрительных сборных солянках с участием групп, которые я лично в своем хит-параде никогда не выделяется и тем более не думал, что окажусь с ними на одной сцене. Но когда ты попадаешь в эту жуткую ностальгическую кольцо, это происходит все чаще.

Поэтому я решил поставить синюю точку. У меня накопилось много нового материала, с которым вы хотите двигаться дальше. Работать на нем в контексте «Технологии», абсолютно невозможно. Свежие песни никак не вписываются в прокрустово ложе пресловутых «нажать» и холодный звук синти-попа, от которого сегодня кайфует только небольшое количество поклонников.

— Ну что вы, их было немного, этих ностальгирующих поклонников? Очень многие художники жалуются на то, что мне в интервью, что зрители постоянно просят играть что-то «старенькое», а в новых, наоборот, относится с большой долей скептицизма…

— Если мы говорим конкретно о синти-попе, его поклонники действительно осталось очень мало. Это видно даже на фестивалях, которые каждый год организовывают энтузиасты. Если раньше на подобные мероприятия приходили десятки иностранных групп, сегодня все это превратилось в унылые междусобойчики. Синти-поп ушел в глубокий андеграунд, и там, в общем-то, занял свою достойную нишу. Большинство стилей не длятся вечно, и переживает свои взлеты и падения…

Например, в 1980-е дико популярны спид — и треш-металла. Все трясли хаером и обесцвечивали волосы, а сегодня все это куда-то ушла, и в тяжелой музыке модными стали совсем другой стиль. Любители олдскула, конечно, остались, но они попрятались на небольшом местечковым клубам.

Я очень люблю синтезатор, у меня всю коллекцию… Но все же мои семь гитары мне дороже. В контрасте с этими жанрами, которые отживают свой век, есть музыка вне времени. Это гитарная музыка, с которой начался рок-н-ролл и где он закончится.

Такие направления, как классический рок-н-ролл, рокабилли, блюз, классический хардрок на самом деле не исчезают. AC/DC начали рубить в 1970-х годах, так и вырезать одно и то же до сих пор. В этом случае, никто им не скажет: «Ребята, вы не актуальны». И даже если будут говорить, что им и их болельщиков будет и дальше.

Меня спросил по радио: «А что вы можете предложить молодежи?» То же, что и все остальные. Я не ставлю перед собой цель работать на определенную возрастную аудиторию — это заказуха и внутренняя проституция. Я хочу, я не боюсь больших слов, работать для вечности.

— Что такое концепция нового сольного проекта? Есть ли в этой истории общий мотив?

— Современная музыкальная индустрия находится на том этапе развития, когда думают, больших форм — эпичными альбома — больше не имеет смысла. Раньше я сидел и тщательно работал на доске, выстраивая песни в определенном порядке (например,. у Дитера Болена «подсмотрел» фишка — поставить медляк третий по счету), подумайте о том, как будет развиваться динамика от песни к песни, создавая концепции.


фото: Алена Левченко

Сегодня, в эпоху интернета, клипового мышления и процветания различных пиратских услуг, где вы можете найти любую музыку, люди обычно не слушают альбомы, они слушают отдельные песни. Уже их даже стали называть исключительно песни, что меня, честно говоря, подбешивает: трек от dj, а произведение, где вокал — это песня. Но это я так… Брюзжу по стариковски (смех).

В общем, задача номер один сейчас максимально интересно представить публике несколько новых песен. Мы уже записали один клип в намеренно очень простой стиль конца 1980-х и начала 90-х, где видеоряд не отвлекает от самой песни и в то же время создает определенную атмосферу. Я даже хотел найти камеру Super VHS, но все мои друзья операторы сказали, что не держат, старые. Так что я должен был создать эффект «плавающего» изображения, как на питерском телевидении 1989-го года, с помощью современных программ.

Сейчас мы пишем сценарии клипов на еще две песни и устроили конкурс для слушателей на лучший лирика видео: это формат, когда музыка просто накладываются некоторые изображения, сменяющие друг друга, а на них параллельно отображается текст, и, как оказалось, в настоящее время, такие видео часто просматриваемые в интернете.

Уже после выпуска нескольких синглов, мы выпустим альбом. Рабочее название — «Весна», по названию одной из песен. И это очень, очень символичное, потому что теперь я по-настоящему испытать некоторое возрождение после летаргического зимнего сна, в котором он был в последние годы, «Технология».

— Потому, что речь идет о клипах, когда они только появились на национальном телевидении, это диковинка. Как и сейчас, по вашему мнению, изменилась индустрия их производства в России?

— Судя по результату, который вы получите многие подрядчики, все хотят потратить меньше денег. Кроме того, половина песни, на которые снимаются клипы, ты в принципе не будешь слушать без визуального сопровождения. В целом влияет на общий кризис. В основном все клипы достаточно простые, снятые в павильоне с небольшими вкраплениями компьютерной графики. Осталось очень мало рассказывать. Я хочу, чтобы именно такой.

— Начинать с нуля в 20 лет, а уже в зрелом возрасте — разные вещи. Вам не страшно?

— Как говорил герой «чародеев» — «вижу цель, не вижу препятствий». Я на сто процентов уверен, что группа «Технология» — это уже отживший свой век проект. Мы свою задачу выполнили, в истории остался, а лохматить бабушку продолжать бороться в конвульсиях, я не вижу никакого смысла. У меня уже было несколько концертов с новым материалом, и я чувствую, что ответ. Я вижу, например, как люди, услышав песню первый раз, уже в третьем припеве начинает подпевать. Значит, это захватывает, и я двигаюсь в правильном направлении. А то, честно говоря, чего бояться? Все хиты «Технология» — «Нажми на кнопку», «рано или поздно», «Странные игры», «полчаса», — написал я. Это не трудно для меня. Я не зависеть ни о каких других авторов, поэтов, аранжировщиков, все, что я делаю сам в своей студии. У меня будет отличный состав музыкантов. Среди них, например, — Олег Абрамов, гитарист «Свинцового тумана», с которым мы играли еще лет 20 назад. Так мы потихоньку готовимся к большой сольному концерту в Москве, весной, на котором, собственно, и состоится презентация моего сольного проекта.

— Когда вы начали свой знаменитый путь в музыкальном мире, они разные настроения — и протестный рок и психоделический авангардисты. Почему вас привлекла именно неоромантическая сцена?

— Мне никогда не хотелось петь передовицы из газет, как бы хотелось, чтобы многие группы в конце 1980-х-h. «Как в магазине нету колбасы-е-е! А у меня заношены трусики-е-е!», — когда я выступал на первом воронежском рок-фестиваль, такого материала было 90 процентов. У меня от этого волосы встали дыбом.

Я вырос на западной музыке, и в песнях исполнителей, как новая волна, как Duran Duran, New Order, Alphaville, если и показывают политические ноты, то очень эпизодически. Там все было красиво, неоромантично… Русскую музыку я начал слушать лет в 15, и это «Аквариум», который я полюбил с тех пор, раз и навсегда.

Кроме «Поезд в огне» и еще несколько песен, в которых Борис Борисович в завуалированной, аллегорической форме поднимает политические темы, не было таких вещей. БГ в политику никогда не подняться. В целом, я считаю, что это прерогатива журналистов, блоггеров…

Я могу ходить по вопросам, на своей странице в социальных сетях, но петь об этом я не буду, и дело не в возрасте. Даже когда я был молодой и горячий, меня тоже не тянуло в эту область. Я считаю, что музыка должна быть людям в радость. Если, как мы уже говорили, люди зачинали детей под «Странные танцы», страшно представить себе, что они стали это делать под какой-то политизированный агрессивный манифест, и как инфернальное существо, в конце концов, может родиться.

— Тем не менее музыканты тоже живут не под стеклянным колпаком. Как влияет на творческого человека, окружающая среда реальность? И как мы можем защитить себя от ее негативного влияния?

— Это зависит исключительно от способности сохранить внутреннее равновесие и фильтровать информацию. Мы еще не 20 лет, а я как-то узнал, читая новости, каждый раз не падает в обморок, а просто смотреть на все это со стороны и сделать выводы: «что ж, это конец еще ближе. Что нам остается еще делать? Пренебречь и вальсировать». Просто я вижу много людей, которые на все ответить, и в конце концов сходит с ума, стоят с плакатами на пикетах, встретили еще один конец света. Усваивает их полностью не хотят. У меня есть, свою жизнь, свои цели и задачи. И теперь для меня самое главное — это новый старт в качестве сольного исполнителя. Меня ничто не может сбить с пути или отвлечь, не приближается к Земле метеориты и астероиды.

— Есть ли сегодня в России, по вашему мнению, какое-то музыкальное сообщество, или придет время индивидуалистов?

— Есть некоторые кланы, тусовки, которые собираются вокруг определенных композиторов, режиссеров или музыкантов. Но в принципе единого музыкального сообщества не существует. Раньше были рок-клубы, но они умерли. Сегодня каждый сам за себя: у нас все еще какой-никакой, но капитализм, пусть и построена на основе книги «Незнайка на Луне». Каждый человек борется за свое место под солнцем.

— Каков уровень конкуренции?

— На самом деле довольно высока, потому что это проще и дешевле процесс производства музыки привела к тому, что сегодня каждый школьник, накачав пиратского программного обеспечения и программ из интернета, может написать песню и стать артистом. Тот же синти-поп 80-х было много богатых эстетов, которые могли себе позволить себе купить синтезатор, а сегодня люди просто используют уже готовый набор звуков. Но это, как правило, не имеет никакого отношения к творчеству. Соответственно, конкуренция большая, но уровень профессионализма падает.

— Возникает еще один вопрос: в тоннах музыкального шлака, очень трудно найти что-то стоящее. Как в этой ситуации быть слушателям и артистам?

— И тем и другим приходится не просто. По идее идентификации что-то интересное и стоит могли бы заниматься музыкальные порталы и радиостанции. Но на радио крутят то, что было, как и его владелец, который приносит прибыль. Есть редкие случаи, когда художники стали популярны только благодаря интернету. Так произошло и с Петром Наличем, Игорем Растеряевым… на самом деле я буду банален, но талант пробьет себе путь. Если у тебя действительно есть что-то интересное, рано или поздно, на него появится спрос.

— Вы сами найдете любые любопытных молодых исполнителей?

— Что, например, группа «Вряд ли». Ребята играют очень качественный, приятный, достаточно тяжелый рок. Я даже и рекламирую их на своем сайте в интернете. Проблема многих молодых команд в том, что они приходят себе трудно запоминающиеся названия. В целом, мы отправили много музыки и жемчуга, конечно же, надо вылавливать из общей кучи навоза.

— У вас был опыт работы за рубежом. Не было мысли отказаться и остаться там?

— Нет. Знать, чтобы понять женщину, нужно думать, как туфли. То же самое и здесь: что, например, делать во Франции, где я записывал альбом, нужно, чтобы вырасти в одной культурной среде или, по крайней мере, чтобы провести в нем долгое время. Французский музыкальный рынок, с одной стороны, близок к нашему, так что акцент был также сделан на текстовую составляющую, с другой — он очень специфичен. Так что работа за рубежом является для меня только с опытом. Но мне иногда интересно коллаборации с зарубежными артистами. Например, сейчас мы записываем дуэт с греческой певицей, с которой они случайно встретились на лето в Москве на греческом фестивале. Песня появится на нескольких направлениях — на ее родном языке, на английском и на смеси русского и греческого.