Римская опера Римского-Корсакова


фoтo: ru.wikipedia.org

«Сeрвилия», нaписaннaя в 1901 гoду. гoдa, срaзу пoслe «Кoрoлeвскoй нeвeсты», a тaкжe нa oснoвe трaгeдии Мeя, считaeтся, чтo нe сaмaя бoльшaя удaчa выдaющeгoся русскoгo мeлoдистa, мaстeрa музыкальной драмы, и гений оркестровки Римского-Корсакова. И напрасно. В этой партитуре много красивых арий, ансамблей, хоровых сцен и инструментальных эпизодов. Драматургия оперы также не вызывает сомнений: встроенная система лейтмотивов, она четко передает игру страстей и бурю эмоций. В музыке. Но, к сожалению, не в стандартной истории. Это, очевидно, и заключается причина неудач: пьеса Льва Мея основана на историческом сюжете из жизни древних римлян. И хотя история эта почти идентичны по фабуле «Царской невесты», многочисленные римские сенаторы, трибуны, патриции, центурионы, префекты претория, глашатаи, невольницы, ведьмы, призраки, рабы, страдают христиане и другие жители Древнего Рима, густо населяющих пятиактную оперу, так усложняют и путают действий, что разобраться в том, кто кого предал, не легко.

Музыка Римского-Корсакова абсолютно русский. И хотя сам композитор утверждал в «Летописи моей музыкальной жизни», что он использовал «греческий lada», «византийскую и восточную цвета», как и пытался избежать «ясно немецкого» и «без сомнения, русский», на самом деле, музыка была чисто «римско-корсаковская», честно перекличками с тематизмом «Царской невесты», «Снегурочки» и других крупных оперных композиторов.

Выступление Камерного театра поставить с бережностью и безграничным уважением не получил до сих пор сценической жизни оперы: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Ольга Иванова, художник Виктор Герасименко и все постановочная группа, видел, слышал и играл в эту оперу именно так, как написано. И за это им большое спасибо. Пространство зала превращается Виктор Герасименко в древний амфитеатр, где зрители сидели на специально изготовленных для скамейки, как «древнеримским грекам». Номера полностью преображен; потолок, стены, галерея обиты медными пластинами с характерным римским узором. Костюмы могли бы выиграть конкурс в категории «историзм» с теми, которые были использованы в знаменитом высокобюджетном сериале «Рим» телеканала BBC. Высокопрофессиональная работа оркестра, хора и солистов, которые составляют гармоничное целое, было вполне достаточно сложная, наполненный красивыми мелодиями, красочными гармониями, роскошное, как всегда, Римского-Корсакова, оркестрованной партитуре. Исполнительницы оптовых партий в различных составах Татьяна Федотова и Татьяна Конинская, как всегда очаровательны и выразительны. Ну, магия maestro Рождество, сбросившего с плеч полвека первые звуки оркестра, завораживает на все три с половиной часа играть сама римская опера Римского-Корсакова.

Римская опера Римского-Корсакова


фoтo: ru.wikipedia.org

«Сeрвилия», нaписaннaя в 1901 гoду. гoдa, срaзу пoслe «Кoрoлeвскoй нeвeсты», a тaкжe нa oснoвe трaгeдии Мeя, считaeтся, чтo нe сaмaя бoльшaя удaчa выдaющeгoся русскoгo мeлoдистa, мaстeрa музыкальной драмы, и гений оркестровки Римского-Корсакова. И напрасно. В (далее…)