Режиссер Театра.doc Михаила Угарова не дают достойно похоронить

47811ae89846a2499a57261899c6f3cb

Миxaил Угaрoв. Фoтo: facebook@mugarov

Дoчь Нaдeждa, Eкaтeринa Кoжушaнaя, пишeт тaлaнтливыe сцeнaрии к aнимaциoнным фильмaм, кaк и ee мaть. Oнa делает все, чтобы мама не забывает, проводит вечера, один из которых состоялся на днях. Народа собралось немного. Кто знает, драматургов? Но это был один из немногих высокодуховных вечера. Люди пришли, чтобы вспомнить человека, книги, которые можно открыть на любой странице и уже не оторваться. Он прошел путь от сельского учителя до одного из лучших отечественных драматургов, которые ставятся в один ряд Володиным и Шукшиным.

«Почему Надежда так рано ушел?» — спрашивали зрители. «Скорость, с которой она жила, в значительной степени, объясняя ей, краткость жизни. Она одна из главных героинь своего времени», — ответил культуролог Кирилл Разлогов.

Надежда Кожушаная родился в Екатеринбурге, и его земляк Владимир Хотиненко напомнил о том, как они впервые встретились в 1971‑м: «Я тогда не думал о фильме, учился в архитектурном институте. У нас театр «Беспечность», которую Надя писал свои драмы. Мы были веселые, легкие, дружили, пьют, говорят о высоком. Сегодня молодежь немного говорит о высоком. Потом я пришел в кино. Мы продолжали дружить и даже начали вместе сценарий о нашем детстве, первое чувство любви. У меня в плане на студии стоял сценарий очень известного драматурга. Я приезжаю в Москву. Он мне читает сценарий, и я понимаю, что если сниму его, а это третья моя фотография, то я пошел. Честно сказал ему о том, что и он меня не обидел. От него, понесся на председателя Госкино Сычеву, говорил о прочитанной накануне повести «Зеркало для героя». Бывают же чудеса в мире, — он произнес слова, которые невозможно забыть: «Хорошо. В то же время и деньги уложишься?». Я нагло ответил: «Да». И оттуда прямым ходом на Наде. Он должен получить деньги за то, что он придумал повторяющийся день позже использовалась в «Дне сурка». Два раза добраться до зацикленный дней не представляется возможным. «Зеркало для героя», что нам известны. Но, к сожалению, удача нас и разлучила. Это меня долго мучило. Меня стал мечтать, мечтать о том, как мы встречаемся, простить и плакать. Слава богу, мы помирились, и Надя вскоре ушел. Это невероятно, создавая, одновременно хрупкая и сильная. Ее ночные звонки друзьям, заканчивавшиеся родственную душу разговор, чтобы не забыть. Мы должны его помнить, потому что в каждом времени происходят как уникальное явление. Почему так рано ушел? Потому что человек теряется. Она жила на границе. Не могу себе представить, что в современном мире Высоцкого и Шукшина. Можно добавить в этот список Надю. Они не могли пойти на те компромиссы, на которые мы идем».

Она могла открыть дверь, все в слезах, со словами: «Я герой убил». Это совершенно иная степень погружения в жизнь и искусство.

■ ■ ■

Александр Галибин, кстати, первым сообщивший о внезапной смерти Михаила Угарова от сердечного приступа, сыграл главную роль в фильме «Муж и дочь Тамары Александровны» Ольги Наруцкой. На фестивале он вспоминал, как они пришли с фильма на Венецианский фестиваль. «У меня было ощущение, что мы с Надей не знакомство. Когда вы писали сценарий, Оля Наруцкая моя жена. Они работали вместе и он написал для меня. Надя стала членом нашей семьи. Мы с Олей, оператор и снимавшаяся у нас есть девочка жили в полуразрушенном доме на Смоленской площади, где проходили съемки. Там шли Надя и Ролан Быков, сыгравший большую роль в нашей жизни. Он предложил Оле Наруцкой снять картину в совершенно другом сценарии в их слиянии. Они уже работали, когда в голову пришла новая идея. Тайно от Быков была сделана режиссерская разработка, и он начал новый сценарий взамен первого. Надя сгорела. В ее сердце было столько романтики. Она имеет сценарий «Хорошо» на песню Цветаевой, написанные Ольгой Наруцкой. Это потом уже появились истории про вампиров. А в начале 90‑х любовь вампира и обычной девушки чем-то невероятным. Они почти выбрали природы, почти как в запуске, не хватает только денег».

В конце вечера показали старую копию фильма «Нога» Никиты Тягунова, где он появился почти никому не известный Иван Охлобыстин, фигурировавший в кредиты под именем Иван Чужой. Он сыграл парня, потерявшего на афганской войне ногу, которая не дает ему покоя, продолжала жить отдельной от него жизнью. Говорил он, что его должны убить, но он этого не сделал. В начале 90‑х это была бомба. А режиссер не смог безвременья, наложил на себя руки. Сегодня «Нога» выглядит как мрачный привет из 90‑h.

■ ■ ■

Я не сомневаюсь, что скоро появится в Театре.doc спектакль о том, как всем миром собирали деньги, чтобы заплатить неподъемную сумму для похорон Михаила Угарова на Троекуровском кладбище. Установлена коммерческая цена — 740 тысяч рублей из-за отсутствия у покойного заслуги перед государством. Ему было отказано в бесплатном предоставлении мест, где были похоронены родители, его жена, ее отец — уникальный сценарист Анатолий Гребнев, умер под колесами автомобиля. Такова драматургия жизни и смерти.