Режиссер Снежкин и сценарист Юзефович скрыли свои имена

Нa фoтo: Мaксим Мaтвeeв. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй кинoстудии «Лeнфильм»

Сeргeй Снeжкин, рeжиссeр фильмoв «Цвeты кaлeндулы», «Брeжнeв», «Пoxoрoнитe мeня зa плинтусoм», «Бeлaя гвaрдия» срaзу прeдупрeдил: «Этo нe учeбник истoрии, a фильм прo любoвь». В eгo oснoвe – пoвeсть питeрскoгo писaтeля Лeoнидa Юзeфoвичa. Сoбытия прoисxoдят в Пeрми 1918 гoдa. Глaвный гeрoй — кoмaндующий Срeднe-Сибирским бeлoгвaрдeйским кoрпусoм гeнeрaл Пeпeляeв. Eму прeдстoит сoбрaть срeдствa для пoддeржaния aрмии, чтoбы пo прикaзу Кoлчaкa взять любoй цeнoй Вятку. Eдинствeнный выxoд – кoнтрибуция. Сoбытия зaкручивaются вoкруг прoпaвшeгo бриллиaнтa бoгaтoй вдoвы Чaгинoй (Eлизaвeтa Бoярскaя), пoжeртвoвaвшeй сокровище на нужды армии. Начинается по сути «чисто английское убийство», а расследует происшествие красный следователь Мурзин, по совместительству — муж бывшей возлюбленной Пепеляева.

Роль Пепеляева сыграл Максим Матвеев. Сергей Снежкин гордится тем, что фильм сделан силами питерских артистов, за редким исключением. А Максим Матвеев хоть и столичный артист, но муж петербурженки Елизаветы Боярской.

Пермь снимали под Петербургом, КамАЗами завозили снег, выстроили на «Ленфильме» Дом губернатора. Это титанический труд многих людей. А когда пришла пора выхода на экраны, прокатчики выдвинули условие – сократить фильм до 1 часа 40 минут. В таком виде «Контрибуция» и идет. Сергей Снежкин снял свое имя из титров сокращенной версии. Вот что он рассказал «МК».


На фото: Елизавета Боярская. Фото предоставлено пресс-службой киностудии «Ленфильм»

— Вы глава Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, за вами стоит «Ленфильм». Разве нельзя было урезонить прокатчиков?

— Я вообще этих людей боюсь.

— Кто резал фильм?

— Какой-то монтажер. Мне предложили картину сократить. Я честно сел за монтажный стол и пришел к выводу, что она не сокращается. По договору я, как и любой другой режиссер, не имею никаких прав. Могу только снять свою фамилию, что я и сделал.

— Изначально не думали о том, что без малого трехчасовой фильм может не пройти в прокате.

— Я этого не понимаю, извините. Я — соавтор сценария фильма «Сталинград», который идет три часа. Новая картина Тарантино тоже трехчасовая. Не хочу становиться на одну ступеньку с Тарантино, но все же не могу понять, почему Тарантино может идти три часа, а Снежкин нет. Что это за самоуничтожение? Я был на трех просмотрах авторской версии. Народ сидит. Уходят единицы. «Контрибуция» — это полтора года моей жизни. Я не согласен с тем, что фильм до зрителей не дойдет. Это удар для всей съемочной группы.

— И как дальше жить?

— Делать следующее кино, чем я и занимаюсь. Надо что-то решать с прокатом, превратившимся в фастфуд. Те, кто им занимается, не интересуются кино. Это удивительное собрание пришлых, равнодушных и непрофессиональных людей. Надо поломать их систему.

Автор повести, ставшей основой сценария, Леонид Юзефович имеет свой взгляд на ситуацию.

— В картине есть исторические ошибки, несоответствие кинематографического образа главного героя реальному генералу Пепеляеву, о котором я написал книгу. В полной версии есть сцена соития под орудийную канонаду?

— С нее начинается фильм.

— Вот после этого хочется встать и уйти. Не потому что я пурист, а потому что уж больно пошло снято. Я не принимал никакого участия в работе на стадии производства. Ко мне никто не обращался, хотя я – историк, автор документальной книги о Пепеляеве. Я посмотрел «Контрибуцию» в кинотеатре. Это неплохой фильм. Короткая версия мне показалась более энергичной и выразительной с художественной точки зрения, чем та полуполная, которую я тоже видел. Ушли сцены, которые я осмелюсь назвать пошлыми, где купцы переигрывают, хотя играют их талантливые актеры. Когда на них долго смотришь, возникает ощущение клоунады. А в короткой версии этого нет. В ней проступают какие-то смыслы, которых режиссер, может быть, и не вкладывал. Работал замечательный оператор Сергей Мачильский. Жаль, что некоторых его кадры, такие как проход войск по улице, не вошли в короткую версию.

Генерал Пепеляев – историческая фигура. Я предлагал заменить его фамилию на Пепелева или Переляев. Тогда бы у меня не было претензий. Пепеляев не был тем лощеным, аристократическим белым генералом, какого мы привыкли видеть в советском кино. За всю Гражданскую войну он не подписал ни одного смертного приговора. В фильме он приказывает выпороть купца, и я расцениваю это как оскорбление человека, которым я много лет занимался. Когда он выхватывает пистолет и стреляет под ноги купцам – это балаган. Не реалистично все по отношению к любому военному деятелю, если он только не бандит вроде Махно или Григорьева. Невозможно представить себе в такой ситуации Колчака, Деникина, Врангеля, а Пепеляева тем более. Есть и географическое несоответствие. Речь идет о наступлении на Вятку через Соликамск. Да вы сначала на карту посмотрите. А уж привезти за пять дней пушки с Амура в Пермь тогда было невозможно. Да и ввозить их было не нужно, потому что Пермь – столица дореволюционного артиллерийского производства. После ее взятия армия Колчака была обеспечена пушками до конца гражданской войны.


На фото: Елизавета Боярская и Максим Матвеев. Фото предоставлено пресс-службой киностудии «Ленфильм»

— Представляя картину, Сергей Снежкин призывал не относиться к ней как историческому документу.

— Когда зритель смотрит такое кино, ему кажется, что он получает какую-то информацию. А кинематографисты говорят: «Я так вижу!». Это пошлый лозунг художника. Возьмите вымышленные имена и названия и делайте что хотите. У меня не было со Снежкиным никакой совместной работы. Я его не видел ни разу., разве что пять назад. Единственное, что мне прислали – это трейлер, где слово «Пермь» было написано с двумя мягкими знаками, а все дореволюционные надписи были с ошибками. На картине не было даже исторического консультанта. У меня описан перстень с бриллиантом, а в фильме — алмаз величиной с куриное яйцо. Когда его показывают, я не верю, что он настоящий.

— Так вы убрали свое имя из титров?

— Я писал сценарий, который абсолютно изменен, поэтому и убрал свое имя как сценариста. А повесть моя указана. Почему я должен от нее отказываться? Она написана в 1987 году, поэтому в сценарии пришлось многое исправить. Я позвонил Сергею Снежкину, сказал, что фильм не так плох, как мне казалось. Этот частный телефонный разговор был растиражирован, пошли сообщения о том, что Юзефович в восторге от картины и принес извинения.

— Исполнитель главной роли Максим Матвеев вас устроил? Есть внешнее сходство с реальным генералом?

— Реальный Пепеляев – человек огромной внутренней силы, при этом – религиозный и добрый. За десять месяцев пребывания в Якутии им не был расстрелян ни один человек. А внешнего сходства нет. Пепеляев был физически мощный, ходил в простой одежде. А тут он так одет, как вообще не одевались, особенно на Восточном фронте. Понимаю, что это кино, но даже в нем что-то можно сделать более правдоподобно. Пусть это будет Максим Матвеев, но зачем так страшно топорщить усы? Это недостаток внутренней силы. В картине замечательная Боярская. На нее можно просто смотреть. Даже когда она молчит. Очень красивая и хорошая актриса. Возможно, это мужской взгляд