Председатель жюри «Кинотавра» Николай Лебедев защитил зрительского кино

a3b7d7517e5d491eaee7ef2790818f6b


фото: Геннадий Авраменко

Оксана Карас, обладательница Гран-при «Кинотавра».

«Кинотавр» на протяжении многих лет считался оплотом авторского фильма. Руководство фестиваля обвинены в потворстве чернухе и артхаусу. В конце концов, вас там полный мейнстрим. Фестиваль развернулся в сторону зрителей. Один из членов жюри — продюсер и режиссер Джаник Файзиев, когда-то работал в авторском фильме, хорошо усвоивший законы телебизнеса, — произнес убийственные слова: «Если бы я был министром культуры, тем меньше будет тратить деньги на авторское кино. Задача государства — на каждый вложенный доллар в фильм, чтобы получить максимальное количество зрителей». В то же время как критики, заявил, что в воздухе запахло керосином, уровень работ, представленных ниже среднего, так что просто отказаться от присуждения наград.

Председатель жюри основного конкурса режиссер Николай Лебедев, рассказал «МК» о своих впечатлениях.

— Гильдии киноведов и критиков была близка к тому, что вообще никому не присуждать приз. А в вашем жюри не рождалось таких настроений?

— Нет. Потому что есть правила фестиваля. Странно было бы сравнивать регистрации фильмы с картинками «8 ½» Феллини, «Броненосец «Потемкин», «Гражданин Кейн»… Мы выстраивали приоритеты, на основе анализа этих 14 фотографий, которые участвовали в конкурсе. Такая задача перед нами стояла, и мы ее строго следовали.

— Звучит так-солдатски.

— Не-солдатски, а человеческий. Мы кинематографисты и понимаю, какой это труд. Кинопроцесс — не вольница, а увеличительное стекло, отражение того, что происходит в обществе и в кино. Мы не можем сказать: «Ах, не будем присваивать награду, мы, как мелкий…» Жюри обсуждало работы своих коллег, которых он любит. Сегодня важно всем нам понять, что, играя в фильмах, которые не понять никому, кроме трех отдельно взятых эстетов, мы потеряем все. Победитель в разные годы на «Кинотавре» «Кавказский пленник», «Брат», «Особенности национальной охоты», «Война», не упирались в эскапистский артхаус, когда непонятно, фильм, который вы смотрите или галлюцинации. Мне приятно, что в конкурсных фильмов было стремление общаться с аудиторией зрителей. Подчеркиваю: не заискивая, не питания. Что толку говорить о важных вещах, если их никто не слушает? Попытка найти общий язык со зрителем — очень важно. Это назревшая проблема. Нравится нам это или нет, вы должны решить ее в нашем фильме. Если мы этого не сделаем, то мы будем пустые залы. Фильм просто перестанет существовать.

— Это и определило чемпионат «Хорошего мальчика»?

— Мы спорили, но у нас не было драк и конфликтов. Нас семеро в жюри. Каждый человек имеет свое отношение. Все уважаемые люди, настоящие профессионалы. Мы попытались понять друг друга. У меня было право второго голоса, но я ни разу им не воспользовался.

В свою очередь, Оксана Карас, режиссер, обладательница Гран-при «Кинотавра», — сказала «МК»:

— Интересно, записывать авторский мейнстрим, такие картины, которые понятны и близки зрителю, герои, которым можно сопереживать. Но при этом важно, чтобы почерк автора, его боль, а не делается по приказу. Фильмы Вуди Аллена — авторские, но при этом они зрительские. Не думаю, что я себя с ним равняю. Он мой кумир. И в России, есть режиссеры. Когда я готовилась к записи «Хороший мальчик», а затем была направлена на старый советский кинематограф, который любят за его искреннюю интонацию и простодушие. «Хороший мальчик» вырос из «Родни» Михалкова, «Курьера» Шахназарова», «Плюмбума» Абдрашитова, «Полеты во сне и наяву» Балаяна… Зритель давно такой интонации. «Хороший мальчик» — он действует фильм, и очень просто, без снобизма и морализаторства. Это искренняя история о взрослении одного человека.

Я бы не противопоставляла нашу картинку, и «Ученик» Кирилла Серебренникова. Да, они были о школе. Только что проспорила мороженое исполнителю главной роли в фильме Семену Трескунову. Я был уверен: «Ученику» будет главный приз. Это авторские изображения, потому что мы говорим о том, что больно нам. Просто Серебренникова болело одно, а у меня больше. Но мы оба честны.

Документалист Денис Шабаев, которые » за лучший дебют, поделился с «МК»:

— Я не ожидал награды, потому что документальное кино всегда как изгой.

— Не вызову еще вашего героя?

— Я буду. У него сейчас тяжелая ситуация. Нужно депортировать — когда-то он не заплатил штраф в размере 500 — 1000 рублей. Я много ездил по Средней Азии, там снят фильм о разминирование. Это удивительная культура, и люди. Мне больно, когда я вижу, как мы к ним относимся. Они же, как и мы, а не люди второго сорта, и гораздо нравственнее и честнее нас. С героями «Чужой труд» я дружу, помогаю, чем могу. Мама одного из них консервирует овощи выращивают картофель и все это делится со мной. Код игры и документальных фильмов ощущение правды жизни разное. Игровики многое придумал из головы, но есть бюджет.

— А как начать снимать, без денег?

Уже пол года снимаю за свой счет, пытается найти какой-либо деньги. Нужно принять их, так что фильм не испортить. Важно делать то, что хочешь. А если брать деньги у случайных людей, неизвестно, чем это закончится. Может и ничего не делает.

Свои мысли о качестве нашего кино поделился немецкий киновед, отборщик русский программа кинофестиваля в Котбусе Марсель Майга:

— Я не ожидал, что увижу так много различных изображений. Свой фестиваль мы выбираем зрительское кино. Коммерческое кино нам тоже интересно. Я и сам — не только отборщик, но и зрители, так что фильм должен произвести на меня впечатление. Тема любви, межличностных отношений, поиск в России и Германии. Всегда привлекает местный колорит. Жизнь в России отличается от ситуации в других странах. Сегодня у вас не то, что это фильм, как это было пять лет назад. В этом году, я бы сказал, в среднем, но несколько фильмов я любил. Есть картины, мирового уровня, но большая часть предназначена исключительно на российского зрителя. Легкие фильмы, снятые с юмором, понятным для вас, не всегда может понять немецкий зритель. Мне понравилась «Наука» — это пример того, что мы живем в обществе индивидуалистов, где семья не считает, что что-то важное, и в этом большая проблема. Если у вас есть хвост, а ты не похож на других, с этим трудно жить. Нам постоянно внушают, что мы должны быть, что носить и как думать. И если ты выбиваешься из нормы, то жизнь становится невыносимой. «Человек из будущего» — только на первый взгляд легкий и веселый фильм. В нем были подняты серьезные темы, о религии, о том, как общество принимает человека, о конце света, в конце концов. В «лас-Вегасе, большой деревни» много абсурда, это весело, жанровая картина. В нем поднимается тема спасения культуры. Закрывается кинотеатр, но это может быть театр или музыкальная школа. Государство всегда проблемы в сфере культуры. В «Разбуди меня» затронута тема коррупции, связи в мире. Основная проблема, конкурс фильмов — в сценариях. В них часто нет логики, иногда ты не понимаешь, что вообще происходит. В то же время, в России жизнь была, как яркая, и она дает интересные, не надуманные темы.