Последняя битва. Что осталось для запуска СП-2Сюжет

Рoссийскaя стoрoнa гoтoвa пустить гaз пo свoeй нoвoй трубe ужe 1 oктября. Нo нa пути Сeвeрнoгo пoтoкa-2 eщe eсть прeгрaды.

Пoстaвки гaзa пo пeрвoй ниткe спoрнoгo рoссийскoгo трубoпрoвoдa Сeвeрный пoтoк-2 плaнируeтся нaчaть ужe с 1 oктября, узнaлo aгeнтствo Bloomberg. Oднaкo   пeрeд oпeрaтoрoм прoeктa Nord Stream 2 AG всe eщe стoит вoпрoс тexничeскoй сeртификaции гaзoпрoвoдa.  

Нa пути рoссийскoй трубы eщe мoгут стaть нoвoe прaвитeльствo Гeрмaнии, нeмeцкиe экoлoги, a тaкжe стрoгиe трeбoвaния Eврoкoмиссии.   Сoздaть дoпoлнитeльныe прeпятствия Сeвeрнoму пoтoку-2 пытaeтся и Укрaинa. Кoррeспoндeнт.net рaсскaзывaeт пoдрoбнoсти.

 

Дoстрoeн — нe знaчит, что заработает

Российский концерн Газпром хочет начать транспортировку газа по первой ветке газопровода Северный поток-2 уже 1 октября 2021 года, сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на неназванных инсайдеров в газовом монополисте.

Речь, однако, идет о технической готовности транспортировки — cроки фактического подключения трубопровода к газовой сети Европы по-прежнему зависят от решения немецких надзорных органов: для начала поставок необходимо пройти сертификацию оператора и техническую сертификацию.

2 сентября на селекторном совещании, посвященном Дню работников нефтяной и газовой промышленности, глава Газпрома Алексей Миллер говорил, что начать поставки планируется до конца 2021 года.

6 сентября оператор строительства Nord Stream 2 AG объявил о сварке последней трубы в Балтийском море. Сообщалось, что вскоре трубоукладочная баржа Фортуна погрузит эту секцию второй нитки на дно Балтийского моря в германских водах, после чего пройдет стыковка с секцией, идущей от берега Германии.

РФ о транзите газа в Европу: Сможем и без Украины

Изначально трубопровод планировалось достроить в конце 2019 года, однако строительство тормозилось из-за санкций со стороны США. Вашингтон расценивает Северный поток-2 как угрозу энергетической безопасности Европы.

В июле канцлер Германии Ангела Меркель и президент США Джо Байден заключили соглашение, которое должно позволить России достроить СП-2.

Договор предполагает, что Берлин должен будет выступить за введение санкций против РФ, если будет использовать транзит газа в качестве инструмента давления на другие страны, в том числе Украину. В конце августа на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским Меркель подтвердила такое намерение.

 

Преграды на пути запуска Северного потока-2

По-прежнему основной проблемой Северного потока-2 остается техническая сертификация, которую затрудняют санкции США, а также сертификация Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора немецким регулятором. Без нее российский газопровод нельзя будет загрузить больше чем на 50 процентов мощности.

В июне 2021 года компания Nord Stream 2 AG подала в Федеральное агентство по сетям Германии заявку на ее сертификацию в качестве «независимого оператора транспортной системы». Срок рассмотрения заявки — четыре месяца, отсчет которых до сих пор не начался, поскольку компания не подала все необходимые документы.

Затем проект решения передадут Еврокомиссии на изучение. У брюссельских чиновников будет еще два месяца на выработку своего заключения. Кроме того, Еврокомиссия может взять еще два месяца, если ей потребуется дополнительная информация.

А после того, как Федеральное агентство по сетям получит заключение Брюсселя, у него будет еще два месяца на вынесение окончательного решения. Таким образом, процесс сертификации может занять восемь-десять месяцев, причем отсчет срока начнется только после того, как Nord Stream 2 AG подаст все необходимые документы.

На сертификации оператора история не заканчивается. Для введения газопровода в эксплуатацию ему необходимо пройти также техническую сертификацию. В ходе этой процедуры проверяется, соответствует ли трубопровод всем техническим требованиям и проектной документации.

Эту сертификацию проводят независимые эксперты, которых назначает Горное управление немецкого города Штральзунд. И именно оно будет решать, давать ли разрешение на введение в эксплуатацию.

В этом вопросе Севпоток-2 также столкнулся с проблемами. Из-за угрозы санкций со стороны США в конце прошлого года норвежская компания DNV-GL, готовившая техническую сертификацию, прекратила сотрудничество с Nord Stream 2 AG. Нашли ли ей замену — не известно.

Как отмечает немецкая газета Handelsblatt, на смену геополитической битве за завершение строительства газопровода пришла новая битва — за ввод в эксплуатацию и юридическую сертификацию.

Издание предполагает, что смена власти в Германии способна подтолкнуть США к новым санкциям против трубопровода, а также повлиять на решение суда по иску Немецкой экологической организации, которая выступает за аннулирование разрешения на строительство и эксплуатацию Северного потока-2.

Кроме того, отмечает издание, если федеральное правительство отвернется от этого проекта, то Еврокомиссии «можно будет не опасаться конфликта с Германией, и она сможет склониться к тому, чтобы настоять на выполнении требований газовой директивы к Газпрому в полном объеме».

Напомним, в конце августа   Nord Stream 2 AG проиграл суд по газовой директиве ЕС. Это значит, что российская труба может быть заполнена только наполовину,   а управлять проектом должна независимая от Газпрома компания. Как отмечают эксперты, это усиливает позиции Украины. Подробно в материале Новый тормоз СП-2.

 

Как Украина намерена противодействовать сертификации

«Позиция Нафтогаза и позиция Украины — бороться с проектом до конца», — заявил DW директор интегрированных коммуникаций Нафтогаза Максим Билявский. Он уточняет, что украинская компания действует как в политической, так и в юридической плоскости.

Нафтогаз намерен противодействовать обеим сертификациям Северного потока-2. «Nord Stream 2 AG не прошла анбандлинг, как того требует европейское законодательство и как это сделала Украина», — уверены в Нафтогазе.

Билявский считает, что модель ITO не исключит дискриминационного отношения к другим участникам рынка, это возможно при модели ISO.

Что же касается технической сертификации, то в Киеве хотят использовать тот факт, что после выхода из проекта швейцарской трубоукладочной компании Allseas, газопровод достраивало российское судно Фортуна.

Allseas применяет систему автоматического позиционирования. «А Фортуна использует систему якорей, что в условиях даже спокойного Балтийского моря не может гарантировать выполнение условий проектной документации», — уверен Билявский.

В Нафтогазе считают, что это создало угрозы стрессоустойчивости трубопровода и хотят добиваться ограничения рабочего давления, то есть пропускной способности СП-2

Билявский решил не рассказывать, какие именно судебные иски Нафтогаз планирует подавать. Но судя по позиции Украины и Польши можно ожидать, что судьба сертификаций Северного потока-2 окончательно может решаться в судах, отмечает DW.

Показательным тут является пример газопровода OPAL, наземного продолжения первого Северного потока.

Если в 2018 году Европейский суд общей юрисдикции отклонил иск Нафтогаза об ограничении мощностей этого газопровода, то в июле этого года высшая инстанция Суда Европейского Союза оставила в силе принятое в 2019 году решение в пользу Польши о том, что Газпром может использовать OPAL только на 50 процентов.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Читайте Korrespondent.net в Google News