Печатные машинки


Внутри Strati — подвески и агрегаты электромобиля Renault Twizy. Электромотор мощностью 5 или 17 л.с. приводит заднюю ось, а литий-ионной батареи емкостью 6,1 кВт·ч хватает на 100 км хода . Максимальная скорость — 70 км/ч

Углепластиковый автомобиль из 3D-принтера

На углу между стендами компаний GM, Nissan и Mazda все дни Детройтского автосалона работал необычный аттракцион аризонской фирмы Local Motors: за стеклом небольшого бокса промышленный робот со вздохами и жужжанием неторопливо «намазывал» слои темно-серой дымящейся пасты друг на друга. Это — фаббер или 3D-принтер, то есть индустриальный аппарат для объемной печати, работающий по технологии быстрого прототипирования. Сам метод не нов: принтеры, способные по трехмерной модели «выращивать» детали любой формы и сложности с помощью послойного нанесения быстрозатвердевающих полимеров, применяются во многих сферах промышленности, в том числе и в автопроме. Именно так инженеры и дизайнеры создают детали концепт-каров, единичные образцы компонентов для испытаний и масштабные макеты будущих автомобилей.

Но фирма Local Motors в Детройте печатала электромобиль целиком!


 

У компании из 87 человек необычная бизнес-модель: мелкими сериями в Финиксе она производит внедорожники Rally Fighter ценой 99900 долларов с моторами Chevrolet V8 6.2 (430 л.с.), мотоциклы в ретро-стиле (от 3799 долларов) и трехколесные переднеприводные электровелосипеды для дрифта (по 1699 долларов). Причем зачастую деньги на свои проекты Local Motors собирает краудфандингом — то есть в виде добровольных взносов от всех желающих.

Из принтера кузов на несколько часов отправляется на пятикоординатный станок: чтобы сделать поверхности гладкими и пригодными к покраске

Но «автомобиль из принтера» Strati (в переводе с итальянского «слои») — это совместный бизнес-проект с крупнейшей лабораторией Министерства энергетики США в Ок-Ридж. Экспериментальные машины, сделанные с использованием технологий трехмерной печати, существовали и до этого: в 2010-м активист Джим Кор создал прототип Urbee, а в прошлом году сотрудники университета Аахена представили прототип StreetScooter C16, для производства которого был использован 3D-принтер Stratasys. Однако у этих машин напечатанными были только внешние панели, а Strati — первый в мире с «печатным» несущим кузовом.

Преимущество такой затеи — в простоте конструкции и возможности менять дизайн каждого экземпляра. Но изготовленный таким образом кузов не дает того выигрыша в массе, ради которого на суперкарах применяют изготовленные в автоклаве монококи: при длине всего в четыре метра снаряженная масса Strati составляет 860 кг. Другие недостатки — высокая цена и неспешность промышленных 3D-принтеров. Работавший в Детройте комплекс BAAM марки Cincinnati — один из самых больших и быстрых в мире (рабочее поле размером 4,0х2,0х0,9 м, расход материала — ­17 кг/ч), но даже у него на печать одного кузова Strati ушло 40 часов.

Сырье — АБС-пластик, усиленный углеволокном, поставщик — арабская химкорпорация SABIC Интерьер тоже целиком напечатан. Вместо кресел — мягкие подушки поверх основы, выполненной заодно с кузовом

Еще одна сложность — адаптация дизайна. Выращенные из тонких слоев плоскости кузова нельзя печатать с наклоном более 45º без поддерживающей структуры, которая увеличивает расход материала.

Разумеется, речи о массовом производстве не идет, тем не менее, уже в этом году Local Motors планирует начать продажи Strati по цене 18000—30000 долларов. Причем, как заявляют в компании, серийная машина будет иметь другой, более привлекательный, дизайн. В планах — открыть два новых «печатных» завода: рядом с Ок-Ридж и под Вашингтоном. Правда, прежде нужно пройти сертификацию и краш-тесты по нормам NHTSA (Национального управления по безопасности дорожного движения). Пока в Local Motors не провели ни одного испытания Strati на пассивную безопасность и планируют заняться этим в ближайшее время.

Среди технологий трехмерной печати распространены стереолитография (затвердевание специальной жидкости под лазерным излучением) и спекание лазером металлического или неметаллического порошка, однако Strati сделан наиболее дешевым методом — послойным наплавлением. Сырье в гранулах подается в головку принтера, плавится в ней, а на выходе затвердевает