От золота скифов до яйца Фаберже: главные культурные события года
ОТДЕЛЕНИЕ ГОДА совершил Павел Павленский на крыше института имени Сербского. А может, стоит серьезно обсудить вопрос о присвоении театру имени Юрия Любимова, с которым этот столичный театр ассоциируется во всем мире? ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ГОДА. Кстати, ровно этот же вопрос возник годом ранее, после смерти Валерия Золотухина, но тогда из уважения к Любимову и по случаю юбилея Таганки никаких конкретных действий по расформированию театра не предпринималось. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Под обстрел попадает и Национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», существующая без всякой помощи со стороны государства. Последние реконструируются, перепрофилируются в медиацентры. Но не только в актерском мастерстве дело — Лепаж предложил принципиально новое решение сценического пространства: вращающийся куб, в который помещен артист, находится на классической сцене. Щусева буквально штурмом взяли Дом Мельникова, половина которого находится в оперативном управлении МА. Один выпустил Институт всеобщей истории РАН — над энциклопедией «Древняя Русь в средневековом мире» больше 20 лет работали 170 крупнейших ученых России, Украины и Белоруссии. Общественность негодует: разве можно заниматься культурой, а вести себя как рейдеры из лихих 90-х? В Доме Мельникова открылся музей, ведется исследование состояния здания и подвижных грунтов под ним, идет подготовка к реставрации. Самое дорогое изделие легендарной фирмы музею-юбиляру вручил Владимир Путин. Хотя если задуматься о том, что ежегодно только в столице — не говоря уже о всей необъятной России — по-тихому уничтожаются сотни культурных объектов, то Дому Мельникова еще повезло. ГРАФФИТИ ГОДА появились на московских зданиях. Спрашивается — а как теперь быть? Договор о выставке заключался с Минкультуры Украины (к тому же Нидерланды считают полуостров аннексированным), потому крымскую коллекцию задержали. Подобная техническая революция в театре, без сомнения, может привести к революции художественной. Правда, киевскому Музею исторических драгоценностей вернули 19 экспонатов — они вне спора. Трюк для Миронова сложный, жизненно опасный, но дает потрясающий результат. ВОПРОС ГОДА задают после ухода из жизни выдающегося Мастера Юрия Любимова: что теперь будет с его детищем — Театром на Таганке? Объединить две Таганки или действительно распустить труппу и набрать новую? Его премьера состоялась на Каннском кинофестивале (приз за лучший сценарий), фильм был выдвинут на соискание приза Европейской киноакадемии, номинирован на премию «Золотой глобус» и уже получил азиатский «Оскар», а также вошел в шорт-лист номинантов американской премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». ПРЕЦЕДЕНТ ГОДА случился в Амстердаме, где из-за ситуации с Крымом застряла крупнейшая археологическая коллекция музеев полуострова. Проживавшую в доме-цилиндре внучку Константина Мельникова Екатерину Каринскую выдворили вон, хотя суд до сих пор не поставил точку в наследственном споре. Сейчас в ее фонде более 15 000 единиц хранения, и он продолжает пополняться. Название — РАШКА-ГОВНЯШКА, — как видим, простое, привычное русскому уху и удобно в употреблении. Теперь художники, режиссеры, музыканты, вознамерившиеся критически отзываться о нашей действительности или правдиво описывать отечественную историю, будут точно понимать, в каком универсальном жанре они работают. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОДА наблюдалась в столице целый год, ее проводил столичный Департамент культуры. Очевидно, что решение этого дела будет длительным и, несомненно, войдет во все учебники международного права. Ничего подобного в мировой юридической практике еще не было. Великий мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы», изрядно побродивший по Европе, Америке и даже Азии, наконец-то прибыл в Россию и занял свое место в театре МДМ. Ясно, что последние скандалы настолько скомпрометировали труппу, что оставить все как есть невозможно. Никита наконец-то закончил «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина с бюджетом более 20 миллионов долларов. Судьбу экспонатов из других четырех крымских музеев решит международный суд: «Херсонес Таврический», Керченский заповедник, Музей Тавриды и Бахчисарайский заповедник уже подали коллективный иск и обратились в ЮНЕСКО. Возвращая использование психиатрии в политических целях, полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием» — так объяснил свою акцию Павленский. А 40 библиотек продлили часы работы и теперь открыты до 22.00. фото: youtube.com
Фото: Кадр из фильма «Левиафан»
ОТКАЗ ГОДА испытал на себе известный документалист Виталий Манский и его «Артдокфест», один из самых сильных фестивалей документального кино. 19 октября художник-акционист появился там совершенно голый с огромным кухонным ножом и отрезал себе ухо, повторив тем самым жест неистового Винсента Ван Гога. Стернин
ОТКРЫТИЕ ГОДА состоялось в декабре в музее «Гараж», где появилась первая в России публичная библиотека об истории и теории современного искусства. Фото предоставлено департаментом культуры Москвы
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОДА — точнее, два фундаментальных труда. Картина, недолго продержавшаяся в прокате, — скорее лучшее за последние годы в творчестве Михалкова. ДУЭЛЬ ГОДА, участниками которой невольно стали братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Новые библиотеки становятся полноценными культурными центрами, при этом сохраняют свою основную миссию — выдачу книг. И это в то время, когда документалисты остаются самым передовым отрядом современного российского кино. Это по их фильмам потомки будут судить о нашем времени. Юрий Любимов, Александр Леньков, Галина Коновалова, Николай Пастухов, Татьяна Самойлова, Святослав Бэлза, Георгий Мартынюк, Анатолий Кузнецов, Донатас Банионис, писатель Владимир Орлов, Геннадий Полока, Алексей Девотченко, Илья Рутберг, Борис Химичев, актер Александр Потапов, Майк Николс, Ален Рене, гитарист и исполнитель фламенко Пако де Лусия, Робин Уильямс, Станислав Микульский, Габриэль Гарсия Маркес, художница Екатерина Серебрякова. Сотрудники Государственного музея архитектуры (МА) им. Авторы из России и зарубежья оформили 15 фасадов. На этот раз оба выстрелили новыми фильмами. Не меньшее значение специалисты придают изданию трехтомной Энциклопедии русского авангарда (ЭРА), материалы для которой искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов собирал 20 лет по всей стране. А для российских зрителей так и остается неизвестным. Собрав множество призов на фестивалях по всему миру, вышел в прокат во Франции и других странах. Первые читатели оценили комфортную обстановку и современность читальни. Его выход в прокат откладывается из-за ненормативной лексики, звучащей в кадре, которую, кстати, там и не заметишь, так органично она вошла в речь персонажей. Приятно, что отдельная программа граффити-проекта, развиваемая Департаментом культуры Москвы, посвящена русскому искусству первой половины XX века и с домов теперь на нас смотрят не сомнительные личности нашей истории, а гордость отечественной культуры — Михаил Булгаков, Игорь Стравинский, Сергей Эйзенштейн, Яков Перельман и Александр Скрябин. НЕВИДИМКА ГОДА — это фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, который, кажется, посмотрел весь мир. «Нож отделяет мочку уха от тела. Сам же Звягинцев считает нечестным отказ от речи своего народа. Об этом мечтали все участники многолетнего спора, вопросы вызывают только методы «отъема». И какие санкции за этим последуют.РЕВОЛЮЦИЯ ГОДА произошла в Театре наций. ЗАХВАТ ГОДА произошел в Кривоарбатском переулке. Но ее проигнорировал Венецианский кинофестиваль, при этом пригласивший в конкурс картину Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», которая получила там «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу. Интерес к фильму огромен, а сам Кончаловский вызывает живейший интерес у наших сограждан, обращающихся к нему словно к гуру. Спасибо ему — теперь не только центру города, но и его периферии должно повезти с объектами культуры. Искусствоведы и музеи горячо поддержали инициативу, необходимость в которой назрела давно, и передали в дар библиотеке немало редких изданий. УТРАТЫ ГОДА. Поставившая это шоу компания «Стейдж Энтертейнмент», таким образом, перешла точку невозврата (не о ней ли поет и Призрак в дуэте со своей возлюбленной Кристин Даэ?), после которой в этом жанре в отечественном театре все должно пойти по-новому. «Скифская выставка» открылась в музее Алларда Пирсона 7 февраля 2014 года, когда Крым еще был частью Украины, а закрылась уже после референдума. Толстенный фолиант собрал около 3 тысяч статей о жизни древнерусского государства от времен его зарождения в IX веке до монгольского нашествия в ХIII в. Общество разделилось в оценках радикального жеста художника. Министр культуры Москвы Сергей Капков в наступающем году должен встретиться с Калягиным и активом СТД для публичного обсуждения новой истории театра. Обладатель крупнейшего собрания изделий Фаберже передал в государственный музейный фонд самое ценное свое приобретение: знаменитое яйцо-часы Ротшильда, которое купил в 2007 году на Christie’s за $18,5 млн. ПОДАРОК ГОДА сделал коллекционер Александр Иванов Эрмитажу, отметившему в уходящем году 250-летие. и стал большим событием в историографии. Дома культуры и библиотеки начали новую жизнь. фото: AP
ЖАНР ГОДА открыт министром культуры Владимиром Мединским буквально под конец года. Крупнейшую коллекцию книг и журналов, посвященных современному искусству, «Гараж» собирал со дня своего основания. фото: А. Вслед за «Гаражом» публичную библиотеку намерен открыть Музей современного искусства — а это уже тенденция. Как это ни удивительно, но на российской (!!!) земле ее осуществил иностранец — Робер Лепаж из канадской провинции (!!!) Квебек, который поставил спектакль «Гамлет/Коллаж» на всего лишь одного актера — Евгения Миронова, сыгравшего за два часа тринадцать ролей. И все же арт-сообщество в большинстве своем поддержало его, рассудив, что высказывание, сделанное на языке тела, как нельзя более наглядно отражает происходящее в России. А десять работ на фасадах домов, выполненные в технике «сграффито», посвящены персонажам произведений Булгакова. На фоне возрастающей истерии из-за мировой политики и финансовой нестабильности особенно отрадно видеть, что традиции меценатства, заложенные Третьяковыми и Морозовыми, возрождаются и все больше коллекционеров делают публичными свои собрания.