От кино до еды. На чём россияне будут экономить в 2015 году

5822e421fcaf7b498be9108762e77a1f

У нас еще есть деревня, малые города. Есть те, кто экономит на яхтах, а есть те, кто экономит на гречке. Реальные доходы населения и его благосостояние очень здорово выросли, поэтому, конечно же, тогда покупали консервы, а сейчас покупают ЖК-дисплеи, телевизоры, холодильники. Но Нового года это не коснется. — В кризис 1998 года сметали крупы и консервы, сегодня — автомашины. Мы делаем опросы по всей стране, поэтому ажиотажные явления в Москве, в Самаре, в Питере несколько размазываются. — После кризиса 1998 года у нас было 15 лет экономического подъема, из которых только в 2009 был спад. Люди если уж и будут куда-то ездить, то в обход турфирм, «дикарем» — спасибо Интернету, что это доступно. Экономить будут в других отраслях — большой привет кинопрокату, отрасли поп-корна и кока-колы. Второй фактор: ажиотажный спрос — это явление временное, пока цены в магазинах не поднялись и дешевые товары не закончились. Набеги на магазины — это конечное явление. — В этот раз у нас есть и новые статьи расходов, которых не было в 2008 году: продленка, для многих часть услуг по образованию и медицине, возросшие в цене услуги ЖКХ, капремонт… — На чем по опыту прошлых лет экономят россияне? Можно ли делать прогнозы? Туристическая отрасль уже пожинает плоды. — Такой ажиотажный спрос в основном в крупных центрах. Будет ли из-за этого экономия более жесткой? Это главный семейный праздник и тут уже никак не получится сэкономить. Бедных у нас, по последним данным, 16-16,5 миллионов, они будут экономить на еде. — На всем, что вы перечислили, экономить невозможно. — Это зависит от уровня жизни. Очевидно, что ходить в кино будут меньше. С чем это связано? Разве что идти протестовать, жалобы писать, но это делает меньшинство. фото: Геннадий Черкасов

— По данным ВЦИОМ, индекс потребительского доверия невысок, но СМИ пишут о массовом спросе на технику и другие товары. В автосалон, например, придите и вам скажут: «Машины уже не продаем, ждем новую поставку, которая будет по новым ценам». Те, кто побогаче будут экономить на одежде, кто еще богаче — на бытовой технике, те, кто еще побогаче, будут экономить на машинах и квартирах. Можно ли по изменению потребительского поведения понять, лучше мы жили последние годы, чем раньше, или нет? Развлечения попадут у большинства в категорию необязательных трат. В настоящий момент это в большинстве случаев уже произошло.