«Онегин» зажигает в Лондоне

5cdf8fc0363a08f51de42ce717d9a990


фото: Михаил Гутерман

Сразу оговоримся, что для выступлений вахтанговцам предоставлен зал на 1050 мест, расположенный в культовом месте Лондона — в культурном центре «Барбикан», крупнейшем в Европе. Под одной гигантской крышей здесь находится масса залов — выставочных, театральных, концертных. На этих площадках традиционно представляют свои работы ведущие английские актеры, здесь проходят престижные фестивали, в этих стенах размещается один из главных британских театральных брендов — Королевская Шекспировская компания.

Но и гостей здесь бывает предостаточно. К примеру, сейчас «Барбикан» оказался целиком русским. В одном зале выступают Валерий Гергиев с Лондонским симфоническим оркестром, а в другом зале — вахтанговцы играют своего «Онегина».

Принимая московских артистов, хозяева комплекса радушно объявили: «Пусть «Барбикан» будет вам родным домом в Лондоне на время вашего визита». Однако первый день присутствия в «родном лондонском доме» немало напугал вахтанговцев. Приехавшая 17 февраля команда сразу приступила к подготовке премьеры, объявленной на среду. Специалисты опробовали сцену, монтировали декорации, отлаживали звуковую и световую аппаратуру, как вдруг весь огромный «Барбикан» оглушила пронзительная сирена. Как выяснилось впоследствии, сработала противопожарная сигнализация. И хотя никакого задымления или тем более возгорания не случилось, находившимся в комплексе людям пришлось незамедлительно покинуть здание.


фото: Михаил Гутерман

«Мы много выступаем за границей, но с такой ситуацией столкнулись впервые», — говорили технические сотрудники Вахтанговского театра. «Мы сразу бросились выключать утюги, сворачивать костюмы, — делились костюмерши, — но все розетки отключились автоматически». «Похоже, угроза была ложной или лондонская противопожарная система обладает какой-то особой сверхчувствительностью», — предполагали вахтанговские «технари». Но как бы то ни было, через некоторое время сирена сработала повторно.

К счастью, эта форс-мажорная история происходила в отсутствие артистов. Актеры волновались уже на следующий день, в день премьеры. Худрук вахтанговцев Римас Туминас заметно нервничал. Буквально за одну репетицию, с первого раза, ему надо было «вписать» масштабный спектакль в новое сценическое пространство, которое в значительной степени отличается от родных вахтанговских подмостков.

«Всего три года прошло, а мы снова здесь, будем опять ходить по Лондону, заглядывать в окна Королевского дворца и мечтать, не выглянет ли Елизавета», — балагурит во время короткого перекура Сергей Маковецкий. Сейчас он Онегин. А три года назад приезжал на берега Темзы Иваном Войницким — главным героем чеховской пьесы «Дядя Ваня». Ее с успехом показал в Лондоне Вахтанговский театр в ноябре 2011 года. Тогда на спектакль пришло много знаменитостей. Был, к примеру, Рэйф Файнс. На «Онегина» звездный англичанин прийти не сможет — сам играет в Национальном театре премьеру пьесы Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек».

«Онегина» Рейф Файнс видел в Москве, — говорит Маковецкий. — Он тогда мне признался, что «Онегин» — это его вдохновение».

Первого «Онегина» в Лондоне играли вдохновенно. Зрители, до отказа заполнившие зал, буквально не отрывали глаз от сцены, на которой уверенно, четко и пронзительно вели свои партии Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Юлия Борисова, Владимир Симонов, Виктор Добронравов, Олег Макаров, Василий Симонов, Евгения Крегжде. Среди первых зрителей, судя по их реакции, равнодушных не было. На первом «Онегине» присутствовал весь корпус ведущих британских критиков. Многие из них уже видели «Онегина» в Москве, но сейчас, в Лондоне, должна разрешиться важная интрига — критики выставляют свои оценки. Высший балл — 5 звезд. Удостоится ли заветной «пятерки» вахтанговский «Евгений Онегин», станет ясно по ближайшим публикациям британской прессы.

Что же касается обычной публики, то она свой выбор уже сделала. Билеты на вахтанговского «Онегина» стоимостью от 11 до 100 фунтов полностью раскуплены до конца гастролей, которые завершатся 21 февраля. Кстати, доподлинно известно, что у перекупщиков цены на билеты достигли фантастической суммы в 450 фунтов. Так что фавориту театральной Москвы и в Лондоне обеспечен безусловный аншлаг.

Ольга СВИСТУНОВА, Лондон