Не знаю, правда, и страшные истории Петра Мамонова

fcc19492591f3069fb727b5fb57895d5

Фoтo: прeсс-службa aртистa

В тeчeниe дoлгиx лeт пoслe тoгo, кaк, нaкoнeц, рaспaлись лeгeндaрныe «Звуки Му», aртистa мoжнo увидeть тoлькo в кинoфильмax и нa тeaтрaльныx пoдмoсткax, нo нeдaвнo рeшил сoбрaть группу мoлoдыx музыкaнтoв, нe мудрствуя лукaвo, нaзвaл ee «Сoвeршeннo Нoвыe Звуки Му» и сдeлaли с нeй прoгрaмму «Приключeния Нeзнaйки». Для нeскoлькиx пoкaзoв, oнa oбрoслa новыми подробностями, деталями, и на прошлой неделе рок-авангардист показал ее в одном из столичных театров в честь своего 65-летия.

Аудитория слышать звуки в темноте, свет постепенно зажигается, из-за кулисы высовывается кривая нога, то рука, голова — Петр Мамонов украден на сцену с деревянной доски, болтающейся на шее. Оказывается, что это перкуссионный инструмент, с помощью которого художник делает на первый взгляд безумные манипуляции, попадает в него микрофоном, добыча нужное ему звучание. Подобных эпизодов в музыкальном спектакле Мамонова очень много. Каждый жест и каждый звук, каждое появление и исчезновение его музыкантов со сцены оправданны. Результат не показывает, «Незнайку» в конкретном чтении, но создает атмосферу: в программе и лирические темы и музыкальные приключения, и что-то подобное хоррор. Сам виновник торжества также может создать удивительный вид, изображая доктора. Пилюлькина, как зомби-робот, или заставить зрителя засмеяться, показывая, как Незнайка пытается писать стихи. Отрывки из сказки чередуются с авторскими композициями, Мамонова, в котором он поет, что-то бормоча, как будто читает заклинание, о каких-то старух, гробы, воду, стекающую в воронку на дне ванной, читает стихи об одиночестве человека во вселенной и умирающую реку. Чтобы понять, как эти экзистенциальные увлечением соединяется с шутливыми историями о жителях Солнечного города, нужно, кажется, что автор программы — настолько необъяснимы иногда страшно и всегда интересные мамоновские миры.

Хотя группа «Звуки Му» и вступила в Московскую рок-лабораторию, назвать творчество ее основателя только рок язык не поворачивается, так, что не вписывается в обычные рамки. Сумасшедший лирик в нем сплетается с диковинными звуками, резких движений, сюрреалистическими мысли и элементами перфоманса. А изображение городской сумасшедший — не придумал, Петр Мамонов всегда казалось другим, не от мира сего. Причуда началась в детстве, несмотря на наличие интеллекта и хорошего происхождения (художник родом из интеллигентной семьи — отец был инженер, специалист в области печам, а мать — переводчицей со скандинавских языков), что его дважды выгоняли из школы, потому что он «устраивал цирк». На друзей детства, музыкант всегда был очень гибким, любил и был отличный танец, эпатировал других, всегда вызывает к себе интерес. «Звуки Му» была команда «Экспресс», исполнявшая очень искаженное хиты Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. «Звуки Му» появились значительно позже (первый большой концерт состоялся в 1984 году). Затем был вступить в Московскую рок-лабораторию, эксперименты — удачные и нет, постоянные турне, в том числе и по дальнему зарубежью. После серии концертов во Франции, Германии, Великобритании и Америке, команда распалась, а потом собрались еще раз и навсегда перестал существовать в 1996-м. Тем не менее, увлекательная творческая история Петра Мамонова на этом не закончилась. Уже почти 30 лет, он играл в театре и в кино. В фильмографии артиста около 20 картин, в которых он исполняет самые разноплановые роли — от алкоголика-саксофониста в «Такси-блюз» на монаха Анатолия в «Острове» и Ивана Грозного в фильме «Царь». Особые отношения сложились у Петра Николаевича и театр: из начала 90-х годов, он известен своими яркими моноспектаклями, среди которых такие работы, как «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадный Пушкин». Все они очень выбиваются из общего российского театрального контекста, как и песни Мамонова — от музыки. Харизма Петра Мамонова уникальным, сравнить, к этим знаком, можете ли вы что с Олегом Гаркушей из «АукцЫона», но первый, кажется, границы между сценой и закулисьем не существует: в обычной жизни, он удивлен окружающих не меньше, чем на своих концертах.