Не кнутом, так пластиком

b1e029953cd39ee837fcfa42db946ba8


фото: Михаил Ковалев

Россия сильно отстает в этом вопросе от остального мира. США и Евросоюз давно отказались от розлива алкоголя в пластиковую тару . В таких «пивных» странах, как Германия, Бельгия и Англия, на «пластик» приходится лишь 4%, 3% и 0,1% всего объема пива соответственно. В соседнем Казахстане запрет на применение пластиковых бутылок для алкогольных напитков был введен еще в 1999 году.

В России на пластиковую тару приходится от 50 до 60% всего производимого пива.

Для пивных напитков пластиковые бутылки практически являются стандартом — в них продается 90% этой продукции.

Тем временем использование пластиковой упаковки для розлива алкогольных напитков чрезвычайно вредно для здоровья человека.

По данным проведенных исследований, этанол, содержащийся в любом алкоголе, при контакте с пластиком создает среду для выделения из него дибутилфталата — яда, вызывающего токсический гепатит, поражения иммунной системы и ряд других серьезных заболеваний. Применение дибутилфталата в упаковке пищевых продуктов, косметике и других потребительских товарах запрещено рядом европейских и американских законов, в частности директивами ЕС 76/768/EEC, 92/59/EEC и актом CPSIA 2008.

Исследования, доказывающие появление дибутилфталата в алкогольных напитках, разлитых в пластиковую тару, проведены уже и в России, в частности, в институте биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН.

«При хроническом попадании в организм человека дибутилфталат приводит к системному поражению органов и тканей человека (смертности) и гормональным нарушениям», — говорится в Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду, утвержденном Роспотребнадзором.

Пивное лобби

Попытки ввести в России запрет на использование пластиковой тары для спиртных напитков предпринимались уже не раз, но они все время сталкивались с активным сопротивлением представителей иностранных компаний, в интересах которых очевидно было бы отсрочить, либо вовсе отменить принятие соответствующего закона. При этом 90% российского пивного рынка контролируется четырьмя известными иностранными компаниями.

У интереса пивоваренных компаний к пластиковой таре исключительно экономическое объяснение — ПЭТ позволяет существенно снизить себестоимость конечного продукта. Во-первых, пластиковые бутылки дешевле в производстве. Во-вторых, они легче стеклянной или алюминиевой тары, а также практически не подвержены механическим повреждениям. Транспортировка пива в «пластике» обходится пивоварам значительно дешевле, что позволяет им даже закрывать не до конца загруженные пивоваренные заводы в регионах и обеспечивать туда доставку продукции с наиболее крупных предприятий. Третья и самая весомая причина кроется в области налогообложения отрасли.

По официальным данным Росстата, в 2014 году в России продано 34,3 млн дал (1 дал = 10 литров) пивных напитков. Тем временем, согласно данным специальной проверки этого рынка Росалкогольрегулированием, реальный объем продаж пивных напитков в 20 раз больше — более 700 млн дал. Такой разрыв объясняется отсутствием запрета на использование ПЭТ-тары для алкогольных напитков. Дело в том, что из одной и той же капсулы полиэтилентерефталата можно выдуть пластиковую бутылку от 0,33 до 2,5 литра, а их производство можно организовать прямо на пивоваренном заводе. То есть, зная объем поставленной тары, невозможно контролировать объемы производства пивных напитков — это максимально удобные условия бесконтрольного выпуска продукции.

Производство пивных напитков, подавляющая часть которых представляет собой смесь этилового спирта (до 7%), воды и ароматизаторов, должно облагаться налогом по ставке акциза 400 рублей за литр безводного спирта. Таким образом, возможен риск недоплаты налогов в части непроконтролированных объемов произведенных пивных напитков в России.

Очередной раунд

Весной 2013 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, подразумевающий введение запрета на использование ПЭТ-тары для алкогольных напитков с 1 января 2016 года. Согласно нему алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта ниже 4% разрешается продавать в пластиковой таре объемом не более 0,5 литра. На продажу остального алкоголя (крепче 4%) в ПЭТ-упаковке вводится полный запрет.

В проекте предусмотрен переходный период, позволяющий пивоваренным компаниям перестроить производство, — с 1 января 2015 года вводится запрет на продажу спиртных напитков с содержанием спирта 6% и более в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года под запрет попадает алкоголь крепостью более 5% в таре объемом свыше 1 литра.

Рассмотрение законопроекта постоянно откладывалось и затягивалось, но в итоге он был поддержан комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и 10 июня прошлого года успешно прошел первое чтение в Госдуме. Как заявил заместитель председателя комитета Виктор Звагельский, «использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции снижает ее стоимость и повышает доступность для молодежи, которая как социальная группа с низким уровнем дохода ориентирована на дешевые товары, в том числе на алкогольную продукцию, в частности на пиво в полимерной потребительской таре больших объемов».

Реакция представителей отрасли последовала незамедлительно. Уже 25 июня 2014 года председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину, а также вице-премьерам Шувалову, Дворковичу и Хлопонину было направлено совместное письмо послов Дании, Бельгии и Нидерландов, в котором они высказались категорически против принятия законопроекта, ссылаясь на негативные последствия для пивной отрасли, российского инвестиционного климата и т.п.

В итоге намеченное на осень 2014 года второе чтение законопроекта в Госдуме так и не состоялось. Даже его дата до сих пор не определена, несмотря на то что сроки введения ограничений на ПЭТ, предусмотренные в законопроекте, уже наступили. Обсуждения продолжаются.

При этом представитель вице-премьера Александра Хлопонина на прошлой неделе заявил «Ведомостям», что пивовары договорились с правительством отложить на неопределенный срок ограничение пластиковой тары объемом свыше 0,5 л для пива. Правительство, по словам представителя Хлопонина, хочет не допустить ущемления бизнеса.

Выводы напрашиваются сами собой. Речь, похоже, идет о попытках продвижения в российском правительстве интересов иностранцев, причем со стороны европейских стран, наиболее активно выступающих за санкции против России.

Принятие запрета на ПЭТ-тару рано или поздно неизбежно — России придется сделать это хотя бы для того, чтобы соответствовать условиям членства в Таможенном союзе и ВТО, регламенты которых запрещают использовать пластиковую упаковку для алкогольной продукции. Однако сроки принятия закона по-прежнему туманны.

Андрей Миронов