Найденные в корзину фотографии Родченко показали на выставке

66fd9f39b17ab65ec7c63515f1de14a6


фoтo: Ксeния Кoрoбeйникoвa

Aлeксaндр Рoдчeнкo

Иx дoм нa Мясницкoй, 21, гдe aкцeнт был сeминaры вeдущиx xудoжникoв русскoгo aвaнгaрдa 1920-1930-x гoдoв. Крoмe ниx, здeсь жили пoэт Никoлaй Aсeeв, футурист Aлeксeй Кручeныx, xудoжники Никoлaй Кaсaткин, Aбрaм Aрxипoв, Пeтр Кoнчaлoвский, кoмпoзитoр Дмитрий Шoстaкoвич… Здaниe сoстoит из двуx склeeнныx дeвятиэтaжeк, пoдрoбнo oписaнo Бoрисoм Пaстeрнaкoм в прeдислoвии к пeрвoму издaнию «Живaгo».

Ктo нe читaeт – eгo мoжнo увидeть нa рaкурсныx изoбрaжeний, рoдoнaчaльникa дизaйнa и рeклaмы в СССР Aлeксaндрa Рoдчeнкo. Oн снял с высoты птичьeгo пoлeтa, так что дом выглядит как гигант. Неспроста: до строительства сталинских высоток он считается самой высокой точкой города. На последнем этаже Родченко семинар; у вас есть чувство, как фотограф любил дом: записал его как живой организм. Здание то вздымается со всеми балконами вверх, то обрушивается вниз, где-то и вовсе развалиться на куски. Собрэать их все вместе можно, пройдя вдоль фотокоридора.

Владелец кадров Михаил Алшибая до этого ни разу не показали коллекцию публично. Нашел же он их на самом этот мусор примерно в середине 90-h.

– Я шел по Мясницкой и заметил нетрезвого нищий, рядом мусорные баки, он считал, что изображение в замусоленной папке, – вспоминает г-н Алшибая. – Боковым видом я усмотрел знакомый вид, пришел, оценил – это были фотографии Родченко небольшого размера. Бомж нашел их в мусор, и он решил продать мне. Не могу назвать сумму, в то время существовала инфляция, цены, а требуемое количество банкнот оказалось у меня.


фото: Ксения Коробейникова

Другой авангардист, пусть и ушедший в традиционную живопись, Роберт Фальк, знакомит нас с домом, а с его любимой натурщицей – Раисой Идельсон. Вот она лежит голый или в красной кофточке расчесывает копну волос, или с пучком на голове, пригвождает взгляд. Эти изображения созданы в момент творческого взлета Фалька, который в связи с началом совместной жизни с Идельсон в доме «ВХУТЕМАСа».

Пройдет несколько лет, супруги разведутся, мастер периодически будет начать улыбаться так, чтобы работать в театре или продать картины на частные встречи. Художница Елена Фрадкина говорит о том, что период Фалька так: «Я не знаю никого, кто бы так мужественно переносил бедность, на которую его обрекли. Его избили белье, не подвергаются, оскорбили. Я никогда не забуду, как он, задыхаясь, шел ко мне с неизменной авоськой, где висит банка гороха и рыбные пирожки».


фото: Ксения Коробейникова
А. Лабас. Автопортрет с семьей. 1933

Второй муж Идельсон – Александру Лабасу – жили значительно лучше. Это чувствуется в его светлой живописи. И независимо от того, что он написал (акварель, масло, гуашь или карандаш) урбанистические пейзажи Москвы, Ленинграда, Риги или черноморские город с пляжами, яхт, березовые рощи или виды с террасы. Везде пробивается позитивная энергия.

– Я помню, как дед написал в огромных справедливой мастерской на Масловке, где по выходным меня отправляли родители, – говорит внучка художника Алиса Лабас, чей портрет представлен на выставке. – Тогда были проблемы со здоровьем, и что ему нельзя есть шпроты. Мы, также, мама их не будет. После застолий мы ждали, пока все уйдут из комнаты, и съедали по одному. Это наша общая удача.

В конце концов, саму Раису Идельсон мы узнаем на почте, дневникам и три сохранившимся работам. Одна из них – «Чудаки» – связан с путешествия Роберта Фалька в Среднюю Азию, где он написал полотно «В Чайхоне». Вероятно, им впечатлилась художница и решил создать «Чудаки», на задней стороне, которые написал стихи:

Прохладный двор дома под тенью больших деревьев,

Мулла с раввином за столом сидят,

Хотят, чтобы решить, что людям важнее,

Восход луны иль солнца закат.

Подпись – Рая Идельсон


фото: Ксения Коробейникова
Раиса Идельсон. Автопортрет с изумрудом

Всю жизнь писал стихи. В стол, так и не родила ни одной фальшивой линии. В них полностью отсутствуют авангардистские выкрутасы, но много воздуха, искренности и нежности. Конечно, поэт Идельсон не поставил в один ряд с Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой, но с Поликсеной Соловьевой, Зинаидой Гиппиус, Софии Парнок – легко.

Убедитесь в этом можно, заглянув в каталог выставки, попытка которой создать всеобъемлющее представление о больших личностях российского авангарда – удалось.