На Исторической сцене большого театра изнасиловал спящую красоту


Les Бaлeты-дe-Мoнтe-Кaрлo. Фoтo: Alice Blangero/balletsdemontecarlo.com

Мнoгoлeтний xудрук труппы «Бaлeт Мoнтe-Кaрлo» Жaн-Кристoф Мaйo сoздaл свoи рaбoты бoлee 15 лeт. В нынeшнeм, втoрoм вaриaнтe, бaлeт, сдeлaл для нoвoгo пoкoлeния xудoжникoв, в тoм числe чeмпиoнaтoв и премьер большого театра Ольгу Смирнову и Семена Чудина, которые участвовали в премьере, состоявшейся в княжестве Монако, в конце прошлого года, концепции балета не изменилось, и вполне встраивается в примеры аудита классики у таких хореографов, как Матс Эк, и Мэтью Боурн. Правда, язык от Майо тем не менее классический, хотя и довольно сильно, скрещенный из современного.

В своем балете Майо свернули на реальные сказки Шарля Перро, в котором, в отличие от усеченного выбор, на которой балет был поставлен Мариусом Петипа в конце XIX века, имеет продолжение. Если в балете поцелуй принца все готово, то Перро принц никого не любит, принцесса просыпается, потому что уже прошло 100 лет, и история продолжается дальше, это только его середина…

Из досье «МК»

Шарль Перро известный только обработал историю итальянца Базиле (на самом деле народные), опубликованной в 1664 году, сделал его более достойной. Он взял момент изнасилования спящей принцессы, и сделал женщину-людоедку, которая принца на момент встречи с красотой уже была его мать. В конце концов, в сказке Базиле 15 или 16-летняя красавица, проснулась вовсе не от поцелуя принца, а после того как она родила от него двойню (как галантно сформулировано в сказке – Принц «собрал плоды любви»). Я принц на время встречи с красотой (Авророй в истории называли не саму принцессу, а ее дочку Принца), был женат на людоедке, которая в отместку за измену муженька решила слопать и сам лес, и все их потомство. А спас красоту и детей от ужасной судьбы, королевский шеф-повар, который под видом человечины нам на стол людоедше мяса ягненка, козленка и молодого оленя в специальном соусе робер, который прервал ее вкус.

Подключить образ матери-людоедки из сказки Перро с образом зла, фея Карабос из балета Петипа (в рассказе не указано не только имя Красавицы, но и имя злой колдуньи), чары которой красавица и упал в классическом балете, в столетний сон, Майонез, вытащил на поверхность психоаналитический контекст сказки Перро, не хватает не ему нужно детали в виде детей и людоедства. Перед нами история, очень трудно, запутанным, драматических семейных отношений.

В балете Майо, два мира: угрюмый черно-белый мир, принц и цветной и радостный мир Красоты. В мире принца правительство двурогая Карабос, пресечение и третируя сына и мужа короля. Все в этом мире затянуты в подобные доспехи металлические корсеты, а Король-отец, а не конвекции идет в дизайне напоминает клетку. Расправившись по дороге балета со своим мужем (ведьма душит его собственными руками; умирает по не понятной причине царь-отец, и в сказке Перро) Карабос загоняет в эту клетку, и собственного сына.

Мир принцессы, который наблюдает принц через века через призму подаренного ему добрая фея Сирени (в сказке Перро 7 хороших ведьм, а функции вилла Сирень исполняет младшая из них) волшебного мира, светел и радостен, и очень напоминает мир комиксов. Там правит любовь, в истинном смысле этого слова… Все королевские фрейлины (в программке почему-то помечены шутами) беременны, что хореограф остроумно показывает, воздушными шарами, провода от них на животе. Они были в самом начале, чтобы скрыть эти шары из трех королевских стражников, так, чтобы не огорчать бесплодную королеву, но когда благодаря волшебству, фея Сирени беременеет и тп (воздушный шар, выходит из коронки, раздувает у королевы прямо на голове), они танцуют и веселятся. А сама принцесса появляется на сцене в светящимся всеми цветами радуги гигантский прозрачный шар, символ ее девственности (девственной плевы) и отчуждение от мира.

Уничтожить эту радость, стремится никуда фея Карабос. Зная историю вперед, она не хочет, чтобы ее сын века спустя, женился на принцессе и потому проникает в ее мир, под видом одного из женихов-трансгендеров. В конце концов, ведьма родина амбивалентное (это означает, в медицине неуверенность в своем поле и сексуальной ориентации), она показана в балете, агрессивный, властный и жестокий специальные — партия феи Карабос и в классическом балете традиционно выполняют мужчины. Ведьма пробуждает агрессию у других покупателей, протыкает своими огромными когтями дева воздушный шар принцесса (укол веретеном символ потери девственности, и в истории), срывает с нее платье и вместе с остальными 7 кандидаты на руку и сердце принцессы, участвует в акте группового изнасилования. Изнасилование, напомним, есть и предшественников сказки Перро Базиле, только там «собирает плоды любви» высочество принц, пользуясь его беспомощным сонным состоянием. В балете Майо Красавица, встретив агрессию, а, напротив, в данный момент не спит, а впадает в кататонический ступор и столетний сон, как раз, как результат изнасилования. Такой был и в балете Майо пик.

От столетнего сна Красавица просыпается в третьем акте. Просыпается, как и в сказке Перро сам, без каких-либо поцелуй принца, просто потому, что время ее столетнего сна закончилась. Она сама поцеловала принца. Любит потому, что любит, в конце концов, как и у Перро «добрая фея ниже, так в долгосрочной перспективе сна представляла Принц Принцесса в приятных сновидениях». Этот поцелуй – самый красивый и хореографически выразительный эпизод в балете, идет под музыку увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского, который в третьем акте другие действия следует музыку из «Спящей красавицы» того же Чайковского, чтобы создать трагическую атмосферу, что «музыкальный состав совпадает с логикой истории».

Эпизод с поцелуем, смело, учитывая его продолжительность, что бы в книгу рекордов Гиннесса. Здесь Майо переплюнул даже Анжелена Прельжокажа с его затяжным поцелуем и одновременным поворотом партнерши в балете «Парк», идея которого, видимо, и позаимствовал. Код Майо Принц и Красота, не отрывая рта «в засос» танец двух с половиной минут, затем последовал глубокий вздох и поцелуй снова возобновляется, сопровождаясь потрясающим поддержки, обводками и вращением партнерши вокруг себя (как в балете Прельжокажа).

Мало того, ту же тактику, с поцелуем Любви применяется Красавица, чтобы уничтожить злобную свекровь. Лесбийский поцелуй (в данном случае Карабос появляется в роли женщины) занимает гораздо меньше времени, но оказывается, что не менее эффективным — злодейку Любовь убивает (в сказке мама сама падает в жбан, наполненный ядовитыми змеями, ужами и ящерицами, которые приготовила для принцессы), хорошо бьет, Красота — Принц удаляется через видеопроекцию потоков воды (в балете этот символ «отмыванием» используется несколько раз) в будущем. В конце концов, в начале, уже в прологе балета, читая сказки Перро современный молодой человек-засыпает, видит себя во сне (в котором и разыгрывается вся история спящей принцессы) принц, и, наконец, балет просыпается. Перед нами — его мечта, что указывает на настоятельную желанную встречу.

Мы так подробно пришлось пересказывать содержание балета, потому что, независимо от того, на оригинальные и смелые концепции, режиссерски балет покрытием бред. Не поясняющий ситуацию столь же расплывчаты, либретто скомпонованное котировки сказки Шарля Перро в переводе Успенский и Федорова была напечатана в буклете. Самое слабое звено балет и его хореография, особенно неудачным в первом шаге.

Следующие акты проходят намного динамичнее, хореография в них более изобретательна и музыкальна. И сцена поцелуя действительно сделан бесподобно (но очень похож на аналогичную сцену в балете Майо «»Щелкунчик» -компания»). Больше она выигрывает от исполнения Ольги Смирновой, которая меняется и одухотворяет своим изысканным и органичным танцем весь балет. Планировалось, что с Ольгой Смирновой в другом составе будет танцевать, Семен Чудин, который выбыл из шоу буквально день назад, в результате травмы спины. Но и с Алексис Oliveira из труппы Монте-Карло, который заменил Чудина, дуэт у Смирновой вполне сформирован. Хотя был показан на Международный день балета, 5. октября в Фейсбуке большого театра видео дуэт Смирновой-Чудина показывает, насколько наши танцовщики смогли вжиться в свои роли, насколько проникновенен и наполнен любовью, чистой и органичен в этом балете свои танцы.