Михаил Жванецкий может не беспокоиться: все ваши уже собрались

Oксaнa Фaндeрa. Кaдр из фильмa «INTO_Нaция Бoльшoй Oдeссы».

Сaмa Брунькoвский, кaк и прoдюсeр кaртины и рукoвoдитeль мoскoвскoгo oфисa Всeмирнoгo клубa oдeсситoв Сусaннa Aльпeринa (a этo нaшa кoллeгa, пишeт o фильмe и здeсь oн дeбютирoвaл в нoвoм кaчeствe), рoдился и вырoс в Oдeссe. Пoтoм oни oбa ушли, кaк и иx гeрoи, вспoминaющиe o рoднoм гoрoдe, Пaрижe, Мoсквe, Xaйфa, Сaнкт-Пeтeрбургe, Бeрлинe, грeчeскoм Трипoлисe, Нeaпoлe. Кoгдa-тo Oдeссa пoкинули испанский дворянин, Дерибас и дюк де Ришелье. Кто-то из наших современников находит одесса сад в центре Вены, а кто-то парижские окна напоминают ставни родного приморского города. Ученый Анатолий Контуш, которые занимаются проблемами биологического размножения (в выборе объектов исследования индейцев Одесса сыграла решающую роль), чувствует себя в Париже, где он прожил десять лет, как в Одессе. В своей французской квартире висит картина с крыльями, за которые открывается вид из окна одесской кухни. Анатолий покажет нам угол два парижских улиц, одна из которых носит название Города, а другой — улица отъезда. В Одессе были родители, сестра, сын Миша после двадцатилетней жизни в Германии и Франции будет покинуть Европу, чтобы поселиться там. Этот город, по словам Анатолия, как маяк: светит всем, кто пришел. И в этом его сила и уязвимость.

В Одессе показал мне школу, где якобы была мама Стивена Спилберга. Были даже и его «коллеги», описывавшие все в деталях. Фантазии, в которые они верят, которые основаны на том, что дед известного голливудского режиссера по линии матери эмигрировали из Одессы. В общем, Одесса — это сильный удар, как верно подметит еще один ее уроженец — театральный режиссер Михаил Левитин. То, что этот удар на всю жизнь, чувствует в своих спектаклях.


Михаил Жванецкий. Кадр из фильма «INTO_Нация Большой Одессы».

Центр «маленькая Одесса» является грандиозное здание оперы. Рядом с прогулки с собакой, актриса Оксана Фандера, вспоминая, как ребенка, вместе с сестрой искал господа для расставшейся с отцом и мать, и даже привели к нему темнокожего моряка в белые брюки. В этом городе с давних пор жили представители десятков национальностей. Режиссер Валерий Тодоровский, чье детство тоже прошло в Одессе, — вспоминает десен, заграничные водяные пистолеты, которых нигде тогда не было, но в Одессе они существовали. Город-это порт. Нормой являются греческие имена в классе, и, конечно, был какой-то студент по фамилии Росси, ведущий родословную от итальянцев, строивших Одессу.

Практически самый известный одессит современной эпохи — Михаил Жванецкий, награжден при жизни памятник. На постаменте написано: «Ты одессит, Миша». На экране он присутствует недолго, но очень мало сделал, что картина об Одессе появились. Ей показали на ММКФ, Еврейском фестивале в Москве, Международном фестивале в Одессе. Как говорит Жванецкий, поддержка Одессы, занимается всю жизнь. На это можно ответить словами другой героини фильма — оперной дивы Анны Шафажинской, долго жил в Берлине: «Миша, не волнуйся. Все свои собрались уже». Пела Анна в Нью-Йорке и Париже, а на родине боялся. Чтобы успокоить дочь, ее отец сел в первый ряд и громко прошептал на весь зал: «Анна, мы здесь». Сама Шафажинская на одесской премьере фильма поразила всех сходством с итальянской кинодивой Джиной Лоллобриджидой.

Одесса похожа на греции Аркадия — утопическому идеальное место для счастливой и беззаботной жизни. Как сообщил главный субтитры, в разных городах и странах сотни лет упорно строят Аркадии, но иногда их уничтожают. В последние годы произошел перелом в жизни города, о котором невозможно было сказать, в фильме. Достаточно слова героини: «Мы поняли, что в нас стреляют», как и спокойствие, вдруг испарилась. И появилась политика. Например, Ростислав Хаит из «Квартета», который стал членом фото, только что отказался ехать на гастроли в Крым, что бы не оказалось как с другой одесситкой Нонной Гришаевой, попавшей в «черный список».

Многие люди когда-то счастливо жил в Одессе, но ушли. Ей родом и журналист Виктор Лошак очень верно сказал о родном городе: «Ты никогда туда не вернулся, но нужно знать, что такое место существует».