Мечты сбываются: на сцене — Райкина
Фото предоставлено автором
Вот я и решила сама стать сказочным персонажем — влезть в шкуру, ой, то есть в шубу Снегурочки, как говорится, примерить на себя волшебный образ. Хотя мой муж испуганно и не без скепсиса спросил: "Зачем тебе это надо?" И я не решилась ему признаться в своем тайном желании — а вдруг после этого со мной что-то чудесное произойдет.
Оказалось, что попасть в Снегурки не так-то просто — все места заняты профессионалами (артистами, массовиками-затейниками со стажем) тем более, что новогодние каникулы для них самая что ни на есть хлебная пора — кто же захочет делиться? Да и определенными качествами и какими-никакими навыками надо обладать: например, высоким или звонким голосом, чтобы собирать детишек в хоровод вокруг елки, звать Деда Мороза или загадывать с ними загадки. А у меня голос такой низкий, что врачи обычно спрашивают:"Давно курите?" — и с подозрением относятся к моему заявлению, что я ни-ни, да и в семье ни одного курильщика.
— Зато у меня с коммуникацией хорошо, — объясняю я знакомой артистке Саше Скориновой , которая, немного подумав, согласилась уступить мне на время костюм снежной девочки. Наверное, Саша верит в меня, как верит режиссер в талантливую дебютантку и назначает мне явиться в 11.00 на грим в Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой. Более того, обещает поставить свое руководство в известность о такой внезапной и неожиданной замене. Руководство в лице Терезы Дуровой посомневалось, но все ж таки согласилось. "Ну… Посмотрим…" — сказала худрук Тереза с трудным отчеством Ганибаловна. И добавила: "Вы там на всякий случай ее подстрахуйте". "А какие такие всякие случаи могут со мной произойти?" — подумала я.
Фото предоставлено автором
Итак, "Серпуховка". 11.00. Грим.
Села я на грим и задумалась, а что это за такой "фрукт" — Снегурочка? Откуда взялась и сколько ей лет? Как выяснилось, с этим персонажем все не так просто. Долгое время было не совсем понятно кто она — девочка ( раз внучка) или молодая девушка? Например, на старинных открытках, как правило, Снегурка изображена девочкой, цеплявшейся за дедморозов малахай. И только благодаря драматургу Александру Островскому, написавшему одноименную пьесу на основе обработанной Афанасьевым сказки, Снегурка все-таки подросла. Кстати, в том фольклорном источники ее звали вовсе не Снегурочкой, а очень смешно — Снежевиночкой.
Фото предоставлено автором
Гримирует меня сама Снежевиночка, тьфу ты , Снегурочка, уступившая мне свой роскошный костюм на полчаса.
— Саш, а какой лучший грим для Сгурки? А то я таких раскрашенных видела… — спрашиваю я.
— Грим светлый и не тяжелый, она же девушка — говорит Саша и легко так проходится кисточкой по моему лицу. Тут рассказывать нечего — чуть пудры бросить и румян — светлый образ и готов.
— Нет, все-таки надо тебе ресницы наклеить, — критически осмотрела меня экс-Снегурка и пошла к гримерам. А в этот момент я узнаю тонкости в работе с детской массой (театр Дуровой огромный, на тысячу зрителей) . Нюансы мне излагает Зайка, она же артистка Маша Морозова, одетая в пухлый заячий костюм.
— Я вот замечаю уже не первый год — дети до Нового года очень агрессивные, местами буйные. Может, потому что устали, выдохлись к концу года? А после праздника они спокойные, так что не бойся. Если бить будут, то ни Снегурку, а нас со Снеговиком.
— Не может быть, чтобы дети (!!!) на елке (!!!) нападали на сказочных зверюшек или вот на милого Снеговичка… Ужас — показываю я на Люсю Марфелеву — они с Морозовой большие специалисты на новогодних представлениях, устраиваемых перед спектаклем (их правильно будет назвать раусом).
— Еще как бьют: карандашом колют, ногами пинают. Не все дети, конечно, но попадаются елочные садисты.
— А еще они вопросы любят задавать. Тут наши ребята рассказывали, как на одной елке мальчик у Деда Мороза спросил: "Дедушка, а дедушка, Снегурочка то у тебя сексуальная?"
Мне стало как-то не по себе, снегуркин энтузиазм стал таять, как снег под солнцем. Но тут пришла Саша с сумасшедшими по красоте ресницами (длинные, загибающиеся, василькового цвета), и настроение мое улучшилось. А уж когда костюм внесли… Боже, что это за костюм! Ни какая-нибудь одноразовая подделка — все настоящее, волшебное: голубой атлас, белая меховая оторочка по подолу и вороту и серебристые снежинки по всей голубой шубе — словно звезды среди яркого дня высыпали. И шапка с белой косой. Я кос отродясь не носила, а тут привычным движением на плечо кидаю — значит зерно образа прорастает. В зеркало глянула: я ли это или снежная барышня?
— Ой какая ты! (у Саши в глазах восторг) Да ты не бойся, дети верят в Деда Мороза и Снегурочку. Ко мне вчера, когда я работала, одна девочка подбежала и защебетала: "Снегурочка, а я знаю, что ты — самая, самая настоящая". Я чуть не заплакала. Ну пора, пойдем, дед Мороз ждет, ты, главное, иди за ним, не отставай и подол придерживай, чтобы не упасть. Помнишь загадку, которую ты должна сказать детям? Я повторяю ей как заклинание немудреный текст типа:" Вот вам загадка, скажите ответ — волшебнее этого времени нет".
Кстати, еще один интересный факт о главных родственниках Нового года: после революции 1917-го года большевики запретили все ритуалы, связанные с празднованием Рождества и Нового года. Первое же официальное публичное явление вместе Деда Мороза со Снегурочкой состоялось на елке в Доме Союзов только в начале страшного для страны 1937 -го года.
А до нашего явления в фойе театра "разогрев" детей берут на себя Зайка и Снеговик — полчаса они разыгрывают веселый мини-спектакль " Книга пожеланий Деду Морозу", поставленную режиссером Леонидом Столыпиным (такие новогодние раусы — особое искусство и мало кто умеет их качественно делать). Я потом почитала эту книгу и страшно удивилась — все рекорды бьет желание получить собачку или котеночка, потом идет Барби, за ней — плей-стейшен. И только один ребенок каряво, как мог, написал: "Хочу дзып".
Фото предоставлено автором
11.30 фойе " Театриума". Выходим с Дедом в толпу, кажущуюся мне плотно склеенной кричащей массой: "Де-ду-шка Ма-роз!!!!!". Вот сразу видно, что Дед мой (артист Сергей Голубев) человек бывалый — он эту массу в один момент рассекает, я за ним только успеваю. Поднимаемся на эстрадку к елочке, мой Дед ритуально здоровается с ребятишками — "девчонками и мальчишками". Без этого ритуала елка — не елка, а ободранная палка.
За вьюгою белой,
На крыльях метели,
Сюда со Снегуркой
Спешили, летели…
А я тем временем разглядываю толпу. Дети прекрасны, вызывают умиление — ясные глаза, полные беззаветной веры в Деда Мороза со Снегуркой, машут мне руками (мол, обрати на меня внимание). А вот родители… Да… некоторые из-них заслуживают не чуда, а хорошей порки. Одни нагло и бесцеремонно отталкивают чужих детей, чтобы, значит, своих к эстраде поближе поставить. Другие во весь голос орут: "Миша , Настя, Захар … посмотри на маму" — и снимают чад на мобильники. Но есть еще одна разновидность родителей, отличающаяся от всех остальных тем, что в глазах их читается одно большое подозрение к тем, кто стоит на эстраде и работает с их же детьми. Они как будто сканируют и меня с Дедом, и Зайку бедного со Снеговиком — на предмет возраста, нашей благонадежности и главное соотношения цены, заплаченной за билет в театр качеству предоставляемых новогодних услуг. Очень неприятны мне такие родители. Настолько, что я даже забываю загадку, что так добросовестно заучивала за кулисами. Спасибо партнерам — подстраховали и общими усилиями вытянули.
Несколько минут на сцене показались мне если не вечностью, то по особенному текущим. Дети двадцать первого века хором и не впопад кричали "Новый год" и Дедушка Мороз" и ужасно довольные отправились на спектакль.
— Ну что Снегурочка, жива? — спрашивает меня Тереза Дурова. — А у тебя неплохо получилось. Может на сцену хочешь теперь в спектакле попробовать? У нас есть лишний костюм.
Я не верю своим ушам — моя мечта, которой я мучила несколько лет разных режиссеров, а те искали предлог, чтобы вежливо мне отказать, кажется, начала сбываться. Не новогоднее ли это чудо — подумала я и пошла переодеваться. О моем дебюте на профессиональной столичной сцене читайте в ближайших номерах.