«Левиафан» шагает по стране: Звягинцева объявили персоной нон-грата в Омске, а режиссера самарского театра требуют лишить зарплаты за роль в «антироссийском» фильме
фото: AP
Проблемы, затронутые в "Левиафане" Андрея Звягинцева, пришлись не по душе многим российским чиновникам. Фильм об отчаянии и бессилии человека перед беспределом властей вызвал у них неприятие, при этом большинство из них зачастую даже не видели картину, выходящую в российский прокат лишь 5 февраля.
Ранее своими впечатлениями от завоевавшего и продолжающего завоевывать престижные мировые кинопремии фильма поделился министр культуры Владимир Мединский, заявив, что он не является "российской историей". "Вообще это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает, — сказал он. — Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения". "Совсем уж перебором" министр назвал то, как в фильме преподнесена тема Русской православной церкви. "За гранью. Это меня сильно и крайне неприятно резануло", — отметил чиновник.
Сегодня же стало известно, что "Левиафан" настолько разочаровал омских чиновников, что они решили объявить режиссера ленты персоной нон-грата. "Я его в гости больше не позову, вот лично я, – цитирует "СуперОмск" начальника кинодосугового отдела местного департамента культуры Сергея Фамильцева. – Потому что он для меня потерял значимость как художник. А безответственный перед своим народом, перед своим зрителем – это уже не творец и не художник, это так, подмастерье какой-то".
Омский чиновник считает фильм "чернухой в стиле 90-х годов, который был сделан в угоду Западу". "Он делает больно России, он делает больно своему народу. Времена чернухи давно прошли. Я понимаю, в 1990-х годах пробовали, старались, из кожи лезли, только чтобы на Западе показали. Почему он не оставил эту подлинную историю непосредственно? Ну, наверное, можно и не спрашивать, потому что так будет более душещипательно и интересно для Запада. Они же хотят нас видеть такими, а он им подыграл. Тягомотный, кинематографический язык не наш. Вроде как и мысль интересная, но в конечном итоге совершенно некрасиво он поступил с Россией-матушкой. Я считаю, что это предательство, тем более сейчас, когда все так сложно, все непросто. А художник в ответе за свои действия, потому что он художник, ему доверяют".
Между тем, деятели культуры Самарской области, а также депутаты, журналисты и клирики написали открытое письмо региональному министру культуры Ольге Рыбаковой с жалобой на местного театрального режиссера Валерия Гришко, сыгравшего архиерея (одна из ключевых ролей) в "Левиафане". "Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат. Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции и в то же самое время участвовать в изощренном поношении Российской власти и Православной церкви?" — говорится в обращении, опубликованном на портале "Самара.ру".
Авторы открытого письма попросили министерство культуры разрешить эту «странную и нездоровую» ситуацию, когда работая в государственном театре (Самарский академический театр драмы), Гришко участвует в съемках "антироссийской ленты". Под обращением подписались, в частности, чемпион мира по боксу Василий Шишов, член общественной палаты Самары и доверенное лицо президента Владимира Путина Андрей Федоров и писатель и кинодраматург Алексей Солоницын.
Сам режиссер, комментируя первые отклики на ленту, удивился тому, что, по одному из опросов, 48% заявили, что считают фильм антироссийским, хотя сами признались, что не смотрели его. "Собака воет, ветер носит. Кто-то что-то сказал, напел дядя Вася, что это надо не любить. Еще есть шанс, надежда, что здравый смысл все-таки пока еще не выветрился из голов моих соплеменников, соотечественников. Посмотрите и сделайте собственное суждение. Мы и так живем во многом суждениями других, что сами себе отказываем в возможности проживать жизнь не под дудку чью-то", – призвал Звягинцев.
Смотрите видео по теме "Трейлер к фильму Андрея Звягинцева "Левиафан""
В программу 67-го Каннского кинофестиваля включен фильм «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева. Фильм представляет из себя авторскую интерпретацию истории библейского Иова, рассказанную на материале современной России. Оригинал видео на сайте youtube.com, опубликованного пользователем welaughatstupidshit.
Левиафан" снят по мотивам истории ветхозаветного праведника Иова, которого Сатана испытал на истинность Веры всеми земными несчастьями. Режиссер перенес события этого предания в современную российскую действительность, подвергнув сходному испытанию своего героя Николая. Лента интересна философской, идеологической подоплекой, ведь в ходе ее создания режиссер попытался раскрыть темы, которые в прошлом поднимали Достоевский и английский философ Томас Гоббс. К наиболее известному философскому сочинению последнего "Левиафан", посвященному природе власти и способам наилучшего обустройства государства, и отсылает название фильма.
Мировая премьера фильма состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где фильм был удостоен награды "За лучший сценарий". Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности, Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе. Фильм уже закуплен более чем в 50 странах. В отечественный прокат фильм выйдет 5 февраля.
11 января лента завоевала "Золотой глобус" как лучший неанглоязычный фильм. Конкуренцию российской ленте в борьбе за “Глобус” составили "Ида" польского режиссера Павла Павликовского, шведская картина "Форс-мажор", работа израильского режиссера о положении женщины в еврейском обществе "Развод Вивиан Амсалем" и эстонская картина "Мандарины".
15 января стало известно, что "Левиафан" пробился на "Оскар". Вместе с российской лентой на награду в категории "Лучший фильм на иностранном языке" претендуют аргентинский фильм «Дикие истории» Даминана Шифрона, эстонская картина "Мандарины" Зазы Урушадзе, "Ида" польского режиссера Павла Павликовски и "Тимбукту" мавританца Абдеррахмана Сиссако.
Смотрите видео по теме "Андрей Звягинцев с призом "За лучший сценарий" Каннского кинофестиваля на встрече с журналистами"
Российский режиссер Андрей Звягинцев получил приз за лучший сценарий — к фильму "Левиафан".
Британская газета The Guardian включила "Левиафан" в пятерку лучших фильмов года. "Новый русский шедевр, — так охарактеризовал картину ведущий кинокритик издания Питер Брэдшоу. — "Левиафан" цепляет вас с самого начала. Его сценарий настолько захватывающий, что вы ничего не можете сделать с собой, чтобы не досмотреть его до конца". Сам Звягинцев ранее в интервью The Guardian заявил, что был удивлен тем, что его фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на "Оскаре". По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле": "У вас нет особых перспектив — ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно".
Продюсер "Левиафана" Александр Роднянский считает, что трагическая история обычного человека, который сталкивается лицом к лицу с бездушной системой, абсолютно универсальна. "История, рассказанная в фильме, имеет прямое отношение к личному опыту обычного человека во многих странах мира. В российском фильме узнают себя и кореец, и бельгиец, и американец, и итальянец, потому что "Левиафан" рассказывает о человеческом уделе, о судьбе. Андрея Звягинцева, как русского художника, вдохновляет великая русская культура, и "Левиафан" стоит на плечах ее гигантов: от Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Пастернака, Шаламова", – заявил он.