«Левиафан» признали лучшим иностранным фильмом – на этот раз лондонские кинокритики
Среди других претендентов на получение премии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" были киноленты "Норте, конец истории" Лава Диаса (Филиппины), "Ида" режиссера Павла Павликовского (Польша), "Зимняя спячка" режиссера Нури Бильге Джейлана (Туреция), "Два дня, одна ночь" Жан-Пьера Дарденна и Люка Дарденна (Бельгия).
"Левиафан" также номинировался в категории "Лучший фильм года", заняв шестое место в списке. Победителем в ней стала картина "Отрочество" американского режиссера Ричарда Линклейтера. Тем не менее, сама номинация в категории "Лучший фильм" — уникальна, поскольку традиционно в нее попадают исключительно англоязычные картины, отмечает РИА Новости.
Лучшим британским фильмом года по мнению кинокритиков Лондона стал "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глейзера, а лучшей актрисой года — Джулианна Мур за роль в фильме "Навеки Элис". Без наград остался любимец публики Бенедикт Камбербэтч, номинировавшийся в двух категориях — Лучший актер года и Лучший британский актер года.
"Левиафан" ранее был удостоен премии "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", а также вошел в число номинантов на премию "Оскар" и BAFTA в аналогичной категории.
Сюжет "Левиафана" построен вокруг главного героя Николая (Алексей Серебряков), который с женой Лилей (Елена Лядова) и сыном живет в небольшом северном городке и владеет автомастерской. Когда мэр города пытается снести его дом, Николай просит помощи у давнего друга — успешного московского юриста Дмитрия Селезнева (Владимир Вдовиченков), который, приехав в городок, сталкивается с произволом чиновников.
Создатели картины называют события "Левиафана" универсальными для любой страны и нации, где человек борется с государственной машиной в одиночку и проигрывает.
Однако вокруг киноленты не продолжают утихать споры. Так, активисты Ассоциации православных экспертов собирались обратиться к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с требованием лишить фильм прокатного удостоверения, так как он порочит РПЦ и критикует государство. Сам министр ранее также раскритиковал "Левиафан", заявив, что он наполнен духом безысходности и бессмысленности нашего существования.
Звягинцев, вступая в заочную полемику с Мединским, сказал в интервью РБК, что "никакой министр здесь не может влезть в мои отношения с миром и с людьми, которые меня окружают". Ответил автор и на слова чиновника о том, что "фильмы, которые оплевывают действующую власть, не должны финансироваться за счет налогоплательщиков". "Мединский защищает свое частное мнение, и это целиком его полное право — не любить картину. Как только он говорит о финансировании, тут мы вступаем на поле полемики серьезной", — сказал режиссер.
По его оценкам, деньги Минкульта составили примерно 30% бюджета ленты. При этом Звягинцев категорически опроверг слухи о том, что часть денег шла из США. "Я живу в Москве всю свою жизнь. Живу в России. У меня нет никакой недвижимости в Лос-Анджелесе, как говорят. У меня даже здесь ее нет никакой, я ваш соотечественник, можно сказать. Наверное, стоит подсказать людям, чтобы они не завидовали моим пальмам кокосовым на берегу в Майями. Нет у меня этого ничего", – объяснил он.
По мнению Звягинцева, министр как чиновник должен делать все, чтобы каждый голос был услышан. "Я убежден, если мы живем в общем пространстве культурном и свободны, то каждому автору нужно дать право высказаться", – отметил режиссер "Левиафана". "Художник — он всегда в позиции критикующего, всегда должен подсказывать, что что-то не так, что-то прогнило в Датском королевстве. Я думаю, что это неотъемлемое право и обязанность людей, которые занимаются искусством, кричать SOS — вот и все", — объяснил Звягинцев.
Говоря о первых откликах на фильм, режиссёр удивился, что в одном из опросов 48% респондентов заявили, что считают "Левиафан" антироссийским, хотя сами признались, что не смотрели его. Автор картины также подчеркнул, что "Левиафан" не антихристианское кино. "Мне кажется, церковь должна поддержать эту картину; на самом деле, там речь идет о той скверне, которая может войти в пространство между людьми и богом. В конце концов, у нас есть фигура — отец Василий, человек, который окормляет людей, и словом как может, и хлебом. Как же можно назвать этот фильм антиправославным? Это просто в голове химеры. Это безумие просто. Здесь нет хулы на бога. Нет хулы на Христа. И что есть Христос, я как светский человек знаю, имею представление об этом и знаю, о чем говорю", — отметил режиссер.
Мировая премьера кинокартины состоялась на Каннском международном кинофестивале 23 мая 2014 года. Ожидается, что в России картина выйдет в широкий прокат в феврале.