Ковчег Путин окажется в Коломенском дворце


фото: Ксения Коробейникова

Подмосковное село Федоскино раскинулось на берегу реки Уча. В 1795 году московский купец первой гильдии Петр Коробов основал здесь фабрику изделий из папье-маше. Но расцвет лаковой миниатюры началась только спустя 20 лет, когда он привел случай стал брат Коробова – Петр Лукутин. Высокое качество продукции, он получил право на ее клеймение, то есть на внутренней стороне изделия расположен золотой двуглавый орел и имени Лукутиных. А изготовляли шкатулки в доме торговца, где находилась школа рисования (сейчас здесь музей народного промысла).

– Корни Федоскинской лаковой миниатюры глядя, как в Китае, так и в Европе, в германии, на заводе Генриха Штобвассера, изготовлявшего табакерки, – говорит глава департамента, в Москве, в провинциальный музей народных ремесел Любовь Рогатова. – Только из Германии принес экспертов, чтобы научить русских мастеров производства изделий из папье-маше. Наши художники освоили немецкую технику и наклеивали на изображение продукта. А при росписи их научили московские художники, коробки для ювелирных изделий засияли прекрасными пейзажами, красными девушек и семьи просторах. Тогда Федоскино стал сотрудничать с Императорским двором: царская семья дарила шкатулки иностранным монархам.


фото: Ксения Коробейникова

Сегодня коробки изготовляются по той же технологии, что и 200 лет назад – вручную. Большой кусок картона разрезать на узкие полоски. Пилинг из них форму будущей шкатулки, проклеивают ее клейстером, грунтуют и сушат две недели. Следующий шаг-опустить форму в котел с льняным маслом. После чего сушат в печи. Затем с помощью молоточков и плоскогубцы подходит еще баночку до совершенства и полируют. А потом начинается самый ответственный этап – покраска.


фото: Ксения Коробейникова

На маленькой форме, выполнять миниатюры-шедевры мировой живописи. Мастерски копируют работу любого мастера: Рембрандт, Перов, Айвазовский… Среди наиболее популярных мотивов лаковой миниатюры – чаепитие, гадания, катание на первые три места. «В основном мы пишем в реалистической манере: архитектурный пейзаж, натюрморт, портрет. Если вы допустили ошибку в росписи, всегда ее закрепления выше – в отходы ничего не идет. После росписи покрытие шкатулки лаком. Перед может занять до 15 слоев лака, теперь ограничиваемся три. Это зависит от качества», — говорит художница Ольга Кошелева.


фото: Ксения Коробейникова

Работа над одним изделием занимает от 4 до 6 месяцев, в зависимости от сложности формы и размера. В Федоскине есть федоскинский филиал высшей школы народных искусств, где с 9 класса учатся технике лаковой миниатюры. Производство навыки здесь, чтобы узнать, не учебникам, а из-под руки мастера. Тем не менее, по окончании школы единицы приходят работать на завод. Берут самых талантливых. Например, в советское время здесь работали 300 художников, в настоящее время только 50: два из них меньше 30 лет, а максимум за 50. Они продолжают работать в классической традиции росписи, но при этом не боятся экспериментировать с нетрадиционными жанров. Создают шкатулки в жанре фэнтези, модерн и даже авангард. И после 220 лет делают это с виртуозным мастерством.