Как стать хитрым покупателем

67c56705b1608e010b4e0c153e7ff3ce


фото: Татьяна Антонова

На поиски самых выгодных цен идем вместе с экспертом по потребительскому рынку Павлом Сычевым. Для исследования выбираем три магазина в Пресненском районе столицы . Простой домохозяйке без машины до гипермаркета или крупного рынка отсюда не добраться. Зато в пешей доступности есть целых три магазина: формата «рядом с домом», супермаркет экономкласса и сетевой магазин сегмента «премиум».

Первым делом идем в магазин шаговой доступности в жилой девятиэтажке на Шмитовском проезде. Помещение подвальное, основной контингент покупателей — жильцы этого и соседних домов.

Картошки в «шаговом» магазине не оказалось. Как, впрочем, и зеленых яблок. Вместо них в корзинке уныло лежат бледно-желтые вперемешку с красными. Все с «бочками». На ценнике надпись: «яблоки семеренко», то есть как бы зеленые. Видимо, некоторые из них покраснели от стыда за лежащую рядом хурму, которую давно пора списывать как просрочку. За кило стыдливых яблок магазин просит 125 рублей. Следом за овощным расположен отдел бакалеи. Здесь находим гречку ядрицу по 90 рублей за 900-граммовую пачку, а также сахарный песок — 68 рублей за обычный белый и 145 — за коричневый тростниковый. Десяток яиц первой категории в заводской картонной упаковке стоит 90 рублей. За такой же десяток вразвес придется отдать 84 рубля. Объяснить, почему в магазине столь недемократичные цены, продавец не может. А на попытку сделать фотографию ценников и вовсе реагирует как партизан, бросающийся на вражеские танки. С криком «Не смейте снимать!» сначала грудью заслоняет полки с товаром, а затем пытается «случайно» уронить фотокамеру на пол и при этом отчаянно зовет на подмогу хозяина магазина. Подоспевший на шум хозяин, Тимур начинает жаловаться:

— Цены кошмар как выросли, мы ничего с этим поделать не можем. Поставщики цены задирают. Вот на днях распродали партии, которые под Новый год получили. А новые партии уже на 40% дороже. На хлеб цены держим по 18–25 рублей за батон, но мы на этом хлебе ничего не зарабатываем.

А вот молочные продукты, вероятно, прибыль магазину все-таки приносят. Пачка сливочного масла здесь стоит 105 рублей. Однако главный подвох, как выяснилось, кроется даже не в новой цене. Раньше стандартный вес был 200 граммов. Теперь вес 180 граммов, а цена уже больше ста рублей.

Метров через 200 на той же улице расположился супермаркет сегмента «премиум». Заходим внутрь и сразу попадаем в отдел фруктов и овощей, где натыкаемся на стенд с зелеными яблоками. Над стендом ценник: 89,90 рубля. Это почти вдвое дешевле, чем в магазине формата «рядом с домом». Причем яблоки выглядят как тридцать три богатыря: все равны как на подбор, смотреть приятно. Правда, воодушевление от «яблочной демократии» в пух и прах разбирает ценник на картошку: 189,90 за 2 кг. Как указывает ценник, производство можайское.

Далее на очереди бакалея: сахар и гречка. Обычного белого сахарного песка в элитном магазине не обнаружилось. Зато красивая картонная пачка тростниковой сладости стоит 165 рублей. Гречка и вовсе пустилась во все тяжкие. На одной полке видим обыкновенную ядрицу «без претензий» за 83 рубля, элитную — за 93, а также обладательницу «европейского экосертификата» (как указал производитель на упаковке) за 135 рублей. Все три пачки весят одинаково, по 900 граммов. И здесь эксперт обнаруживает маркетинговую уловку: 83 рубля за самую дешевую гречку — это как бы со скидкой. Судя по ценнику, раньше эта пачка стоила 99 рублей. А потом магазин сжалился над потребителем и объявил скидку. По мнению эксперта, такие действия продавцов — это чистой воды манипуляция сознанием потребителя.

Подтверждение этого тезиса находим в отделе масла и яиц. За 180-граммовую пачку вологодского сливочного масла здесь просят 153 рубля. Рядом висит табличка: «Уникальное предложение!». По задумке продавцов, на этот крючок и должна клюнуть домохозяйка. Такая же надпись есть и по соседству, там, где лежат яйца. За десяток первой категории придется выложить 155 рублей. Чем же так уникальны эти «золотые» яйца? Оказывается, они от «счастливой курицы». Так прямо и указано на ценнике.

Из супермаркета, в котором куры чувствуют себя счастливее покупателей, уходим в сетевой магазин экономкласса. Посреди торгового зала два больших ящика: один с зелеными яблоками по 99,90, другой — с мытой фасованной в полиэтилен картошкой по 49,90. Вес одного пакета — два кг. Напомним, в «премиуме» за такой же по виду картофель хотели 189 рублей. А вот яблоки в дорогом супермаркете оказались на целых 10 рублей дешевле. Зато цены на гречку и сахар в магазине экономкласса почти как при коммунизме. Пакет гречневой крупы можно приобрести за 49 рублей, а сахарный песок обойдется в 54 рубля. Сливочное масло тоже отдают по бросовой цене: 68 рублей. Правда, прилавок оказался пустым. Как рассказали сотрудники магазина, весь товар был разобран еще до полудня. Стенд с куриными яйцами тоже полупустой. Зато, если успеть, упаковку из десятка яиц первой категории можно отхватить по 64 рубля.

Как выработать тактику хитрого покупателя

■ Старайтесь закупаться в крупных гипермаркетах сразу на неделю-две вперед. В них продукты дешевле, к тому же есть большой выбор.

■ Если возможности поехать в крупный магазин за МКАДом нет (к примеру, нет машины), за один поход за продуктами обойдите сразу три-четыре торговых точки в своем районе.

■ Идите в магазин только со списком продуктов, холодной головой и на сытый желудок.

■ Не бойтесь заходить в магазины сегмента «премиум». Цены на отдельные категории товаров в них ниже, чем в «экономе».

■ В магазинах шаговой доступности покупаем только хлеб!

■ Фильтруйте информационные вбросы. Если в новостях сказали, что завтра гречка пропадет с прилавков или макароны подорожают вдвое, успокойтесь и не верьте! Эти сообщения выгодны производителям и ими же оплачены.

■ Не нужно как под гипнозом хватать с полки товар, на котором написано «Акция» или «Скидка». Окиньте взглядом торговый ряд: возможно, на нижней полке лежит аналогичный товар, цена на который и так гораздо ниже.

■ Не ведитесь на «перестроечные» лозунги. «Не более двух пачек в одни руки» — это уловка ритейлеров. Не бойтесь угрозы дефицита.

■ Старайтесь ходить за продуктами в первой половине дня. К обеду дешевые товары разлетаются как горячие пирожки.