Ирина Апексимова: «Я пришла на Таганку и спросила: где служебный вход?»

Ирина Апексимова.

Для начала факты совсем недавней истории, от которой никуда не деться — Таганку покидает Любимов — его же артисты просто выгнали. Валерием Золотухиным, единогласно выбранным на пост худрука вместо Мастера, , труппа тоже стала недовольна — не прошло и полгода. На директора Владимира Флейшера, проработавшего два сезона, тоже полетели жалобы во все инстанции — вплоть до высших. Если согласиться, что идеальных людей и уж тем более художников не бывает, не понятно к какому такому идеалу стремится Таганка, сама в своем поведении далекая от совершенства.

Другой вопрос — сможет ли Ирина Апексимова перевернуть ситуацию или станет очередной жертвой "Таганки"? На это ответит время (через год уже будет понятно на чьей стороне мяч) и Департамент культуры, взявший на себя ответственность за решение отправить красивую актрису в клетку с "хищниками". Сегодня же Ирина Апексимова отвечает на наши вопросы.

— Ирина, поздравляю! Но как получилось, что ты, будучи директором Театр Романа Виктюка, дала согласие придти на Таганку? Значит ли это, что ты оставляешь Виктюка?

— Официально я еще работаю в театра Виктюка, у меня 25 -го марта официальное открытие театра после ремонта, я должна довести все до конца. А на Таганку мне предложил пойти Департамент культуры.

— Это такое выгодное предложение, от которого ты не могла отказаться?

— Да, не смогла. Я даже не знаю как правильно ответить на твой вопрос — сначала театр Виктюка (был не подарок), теперь вот Таганка. Как у Лермонтова в "Маскараде", когда баронесса Штраль говорит: "Какая цепь ужасных предприятий" . Ну в моем случае совсем не ужасных — прекрасных предиятий.

— Насчет того, что Таганка прекрасна…вряд ли теперь кто поверит. Тебя не пугает все то, что происходило там в последнее время? История достаточно печальная — и Любимов, и Золотухин…

— Честно? Не пугает. Везде люди, они разные, я иду туда с хорошими целями. Получится — получится, не получится — значит уйду.

— Сколько ты даешь себе времени, чтобы понять — уйти или остаться в театре-неудачнике?

— Как минимум к концу второго года многое будет понятно.

— Какими такими ты, актриса, обладаешь качествами, которые делают тебя несъедобной? Юрий Любимов, авторитет с мировым именем, и тот не устоял, не захотел унижений — плюнул, ушел, хлопнув дверью.

— У меня нет качеств и тем более авторитета Любимова — это минус. Но оно же , наверное и плюс. Я про это не думаю. Если все время думать кто кого съел, то лучше запереться дома и не выходить на улицу.

— Когда департамент предложил пост, ты не брала тайм- аут на размышление?

— Нет, это, наверное, спасает мой природный оптимизм.

— Ты ставила руководству Департамента культуры свои условия? Все ж не на курорт тебя отправляют. Можно и поторговаться.

— Нет конечно. Я не знала, что так можно делать. Ну и не имею я права так разговаривать с людьми, которые мне доверяют.

— Ты представляешь хозяйство Таганки, которое тебе достанется? Не начавшийся толком ремонт и прочее?

— Знаешь, страшнее чем у Виктюка было, вряд ли будет. Вот там все было разрушено, ресторан "Бакинский дворик" с разборками. Меня этим не напугаешь. А сейчас его театр станет уникальной сценической площадкой.

— Все знают, что это твоя заслуга — ремонт в Богом забытом здании в Сокольниках, являющемся к тому же памятником архитектуры. Не жалко?

— Жалко: я положила много сил, буквально с первых шагов начала ремонт, на него ушло года два. А с другой стороны, ну что же мне как Кащею над златом чахнуть?

— Ну например, ты в курсе, что на Таганке разрушен административный корпус и бухгалтерия с прочими службами сидят в гримерках Высоцкого, других легендарных артистов теперь уже прошлого?

— Так они сидят в прекрасных местах. Мы с моей аднистрацией просидели с год в (назовем красиво) мансарде Москонцерта.

— Надеюсь ты уже приходила на новое место работы?

— Приходила. Я спросила: "Где тут служебный вход?". Ну ничего, разберемся.

— Ты такая смелая? Или за тобой кто-то стоит: большие деньги, люди из администрации президента или правительства?

— За мной много поколений хороших, обрадованных, умных людей. Я имею ввиду предков. Много друзей, которые меня любят и верят в меня.

— Меня не оставляет чувство, что не хочешь что-то говорить?

— Я так скажу : нельзя всех людей подогнать под одну гребенку. Недавно у меня было интервью в программе у Киры Прошутинской, и она тоже мне сказала, что не верит мне, ей кажется будто я что-то не договариваю. А мне нечего доказывать и не в чем оправдываться — вот в чем дело.

— У тебя есть своя позиция по ситуации в театре?

— Я не кривлю душой, когда говорю, что не знаю на чьей бы стороне я была. Я уже была директором одного театра, и расставалась с людьми. Кроме того, что я читала о происходящее на Таганке, я не знаю. Мне надо войти, познакомиться с людьми. Более того, я не знаток творчества театра последних лет.

— Приводишь с собой команду?

— Пока не знаю. К Виктюку я пришла одна.

— Тебя не волнует вопрос кто станет твоим худруком? Ведь по сути идешь в горящую избу. Люди там издерганы, все на нервах, срывах. Все время борьба с кем-то, коллективные письма — противно.

— Сама я даже не поинтересовалась насчет худрука. Отвечу попозже на этот вопрос. За мной остается моя любимая профессия.

— Ты еще играешь?

— У меня есть два а спектакля в собственной антрепризе и две концертные программы.

— Может есть идея на Таганке что-то сыграть? Играющие худруки, играющие директора….

— Нет такого артиста, который бы не мечтал выйти на легендарную сцену.