Художник Гоцян создал для ГМИИ пороховую образ бабушкиной технологии


фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Xудoжник Цaй Гoцян.

10:00. Стeклянныe пoтoму, прoнизaнный днeвным свeтoм пaвильoн, гдe кoгдa-тo вырaщивaли кaртoфeль, зaпoлнeнныe мoлoдeжью в бeлыe футбoлки с крaснoй надписью. Надпись гласит: «Цай Гоцян. Октябрь». Название выставки, намекающее на 100-летия русской революции. Появляется и я Цай Гоцян — скромно одетый в черное, кроме того, что выделяется морковного цвета водолазкой — и подтверждает идею проекта:

– Он о революции и ее причинах. Я призываю зрителей интересно, почему люди имеют идеалы, и как они появляются? История создается отдельными людьми, которые должны взять на себя ответственность и отвечать за последствия. Кстати, я исследовать не только исторические перспективы России, но и Китая, откуда я родом. В моем детстве (родился в 1957 году. – «МК») он был зависим от СССР. Как и все китайские дети подрастая с изображениями Ленина и Сталина, они висели в школе. Будучи молодым, я много учился у русских реалистов. Через свою живопись он изучал в Россию: ее природу, с бесконечными полями и березовыми рощами, болотами, петляющими тропами… Эта страна, люди и культура следовали за мной всю жизнь. Я никогда не перестают думать о России и ее отношений с миром.

11:00. Добровольцы с набитыми мусора пакет распространяется вокруг холста, размер 20х3 метра. Пока на нем ничего нет, а то, что появится чуть позже, высыпают из мешка — тысячи частей, из которых складывается ста картонных трафарета. Выполняет их на основе того же количества фотографий, что Гоцян отбирал в течение года, изучая советскую периодику. Собрал солидный фотоархив, из которого он выбрал наиболее выразительные и важные фотографии. Трафареты вытравливаются лазерами для достижения максимальной точности, а теперь они добровольцы. Волонтеры около 90, большинство — студенты факультета истории искусств. Второкурсница РГГУ Алла, без колебаний ответила участвовать в проекте «, чтобы коснуться создавать великие произведения. Теперь студент не много, преподаватели отпустили с занятий, когда они узнали, что художнику нужна помощь».

12:00. Вырезанные трафареты 14 помощник Гацяна, разбросанных по холсту в виде протяженной реки. То же имя и код самого труда, который запечатлевает основные поворотные события ХХ века в виде быстрого потока преемственности фотографии из повседневной жизни. «Река» – вторая пороховая картина, которую Гацян работает в Москве. С нашей стороны, чтобы процесс ведет Александра Данилова (куратор).


фото: Наталия Губернаторова
Помощник Цая Гоцяна.

– Александр, как Кай решил привлечь к работе иностранцев?

– Он всегда работает с местными жителями. Считается, что только через прямой контакт с людьми, его искусство становится понятным, и они могут заинтересовать. Куда бы ни приезжал, первым делом общается с местным населением. Ездит в самые бедные страны, привести детей материал и делать с ними игрушки. В 2011-м году он отправился в Донецк, и в течение недели спускался с шахтерами в шахту, чтобы понять, чем они живут, чем дышат, а их портреты. В том же году он предложил продать одну из своих работ, а деньги передать на нужды жителей города Иваки, в котором долго жил Гацян, и который пострадал от ядерной аварии в Фукусима. В этом смысле он художник и удивительный, открытый и демократичный.

В последние пять лет, он сделал выставку в Метраполитен-музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Бильбао, Мома в Нью-Йорке. Но больше показывает то, что именно выставка в Москве откроется его проект в музее Прадо. Гацян станет первым из ныне живущих художников, которые признались там.

13:00. Художник, двигаясь по мосткам над холстом,сыпет на него различные виды пороха, различающиеся по объему гранулы, ну где-то Гацян сыпет больше вещества, где-то меньше — в зависимости от эффекта, который хочет достичь. Вот теперь только черный порох, по цветному он будет прибегать в следующей, третьей картинке. Если черный Гацян используется более чем 24 года, в цвете всего за два года. Он взрывается не громко (звук «ш-ш-ш»), оставив яркий дым и цветные пятна на холсте.

– Порох – китайское изобретение, – говорит Данилова. – Есть двоякость в восприятииего. В Европе его считают, угрожая оружием, который разрушает, и в Китае, его в первую очередь связывают с праздником, с фейерверками. Гоцян пошел еще дальше и сделал вещество, произведение искусства. Он пишет пороха, использовать его вместо краски.

14:00. Основные приготовления позади. Вокруг пластины становится безлюдно, и можно рассмотреть проступающие, еще расплывчатые изображения. А потом вехи истории России, в течение века: от революции до сегодня. Умиротворенная царская семья. Бойкий Ленина. Орудующие красноармейцы. Знамя над Рейхстагом. Матросы, штурмующие Зимний. Изможденные крестьяне. Стимулировать пионеров. Советский народ с десяток лозунгов типа: «Смерти нет!» или «Лучше ходить голым, чем носить мех!». Брюки в обтяжку. Колоритные бандиты. Помешавшиеся на технику подростки.

Образы — собирательные. Каждый может найти черты, созвучные своим бабушкам и дедушкам. Нет политиков или известных людей нашего времени. В том, что я Цай Гоцян. Когда он приехал в Москву в 1990-е, посетил Третьяковку. И, как большой любитель русской живописи, не преминули включить свой портрет от «Неизвестной» Крамского.


фото: Наталия Губернаторова
Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

15:30. Директор Пушкинского Марина Лошак проверяет подготовку и восторженно рассматривает панелей.

– Марина Девовна, боязно было соглашаться на работу художника, результат которой неизвестен заранее?

– Конечно, потому что мы не знаем до конца, что это будет. Но репутация художника так высоко, что мы поняли, – процесс может закончиться только успех. Еще проект — очень интересный, потому что масштаб даже для москвы с ее огромными выставочными возможностями.

Кстати, музей Прадо позволил производить пороховые изображения непосредственно в здании. У нас этого не произошло бы, но не потому, что музей не считает, художников, исходя из слов г-жи Лошак даже и очень верит, но, к сожалению, ГМИИ, пока нет достаточно места для подобных экспериментов (привет всем, от кого зависит строительство музея города). Кроме того, любые работы с порохом опасно, а под ними должны быть выделены специально оборудованные помещения. Когда в конце 1980-х годов Гацян начал работать с порохом, не все эксперименты закончились успешно. Затем комбинировал масло и порох, и изображения, сгорали в прах и пепел. Но однажды, когда второй синий рисунок с порохом был готов погибнуть от пожара, бабушка художника потушила огонь мокрым полотенцем. Этот бабушкиной технологии Гацян пользуется и по сей день.

16:15. Гацян устанавливает порох. Взрыв, шум, дым. Несколько секунд, и на холсте, как и в фильме, развиваются черно-белые фотографии людей и судьбоносные события ХХ. века. Художник Ирина Нахова и куратор Иосиф Бакштейн одобрительно кивают головами. Волонтеры аккуратно тушат разгоревшийся порох влажными льняными мешочками. А Гоцян мудро восклицает: «самое Главное-научиться не поджигать, а контролировать этот процесс». И не поспорить, в конце концов.

Смотрите фоторепортаж по теме:

Художник Цай Гоцян показал создание картины для выставки в Москве

26 фото