Где Онегин ты был летом? Да, в Италии, в Сполето!


фото: Марина Райкина

Онегин и Дмитрий Ларин ( Сергей Маковецкий и Алексей Кузнецов).

Для меня слова санкции не существует, я его ненавижу, — говорит он мне, затягиваясь сигаретой: курит бесконечно, наплевав жару. — И я ненавижу политику. Так, русский театр, в Вахтанговский , в которые я влюблен, вот.

Сказал, как отрезал. Через полчаса он на сцене древнего театра приз Римасу Туминусу очень маленький, но очень дорого (в прямом и переносном смысле этого слова) приз. А теперь о Сполето и его любимом детище — фестивале-долгожителе.

Сполето потерял в Умбрии, среди зеленых холмов и низких гор. Средневековый город-игрушка под охраной ЮНЕСКО, а жителей в нем всего 40 тысяч человек, примерно, как в одном московском районе. И вот в этом городе, в конце июня-начале июля на площадях, прожаренных южным солнцем, проходит большой фестиваль. Не только в театральный: в афише — много музыки, живопись, скульптура, танец, фильм. И все это в общей сложности около в зоне 500 м — шаг влево/шаг вправо — памятник истории, в котором прочно обосновалось искусство. Для булыжными стенами храмов или рядом с ними — концерты классической музыки или балет, в домах, 12. века — выставка Модельяи с женский портрет, Канова с рисунком и оригинальными гипсовыми скульптурами, от которых сходили с ума ее современники в конце 18. века, и люди в 21. и по-прежнему восхищаться. Уже играл Эмма Данте, театр Някрошюса, балет из Праги и многие, многие другие.

История и современность ли форум искусств в Сполетто огромный. Интересно Джорджа Ферарра:»А кто из российских еще у вас был». Получается, что в основном «перебежчики» — Нуреев, Барышников, вот сделал театр Някрошюса (теперь, правда, Литовский), и вот — Вахтанговский с «Онегиным». Стоит сказать, что, в то время как театр был доставлен в Сполето, министр культуры Мединский на встрече с президентом России назвал Вахтанговский наиболее эффективным театров в России и с художественной, и с экономической точки зрения (для рубля государство зарабатывает два).

«Евгения Онегина», этот, без преувеличения, можно сказать, шедевр Туминаса Ферерра видел в Лондоне лет и, как говорят, «втрескался».

— Почему?

Это напоминает мне о двух великих художников — Стреллера и Пину Бауш.

Да, вкус синьора Ферарра great place!!! Но с «Онегиным» он явно рискует — Пушкин, хотя и была переведена в Италии уже давно и первый бюст Солнца русской поэзии положил, кстати, тоже в Италии, тем не менее, в сценической версии романа в стихах почти не известен. Да, и для вахтанговцев играет на большой фестиваль в маленьком амбициозном городе — слишком много рисков. В конце концов, успех в США, Германии, Англии, Франции, где живет много наших сограждан с разной степенью дохода и всегда приходят в русский театр, «Онегин» театра Вахтангова избалован. А в небольшом Сполето русский среди публики вообще нет. Для итальянцев «Онегин» с его историю любви — темная лошадка. И полифоничная интерпретации Римаса Туминаса с двумя Онегиными, два Ленскими плюс кордебалетом, который отражается в большом зеркале заднику с зыбкой инфернальностью и потусторонностью, и вовсе путает все карты.

Говоря о картах — в Италии есть карта, задержки. Если в Милане опоздали на пять минут ( что означает, что город является столицей моды считается немецкий город, а затем в Риме — римский полчаса — норма. Далее, к югу, как задержка драмы ( и только) увеличивается. В Сполето 20 минут уходит на ожидание. Но вот «Онегин» начинается, и в первые двадцать минут можно увидеть, как итальянцы пытаются смонтировать бегущую строку на экране над сценой с тем, что происходит на ней. У некоторых не установлено.

А в это время за кулисами… Напряженная тишина (принять, не принять?), хотя Сережа Маковецкий (он играет на второй спектакль, первый Онегиным Алекс Гуськов) проходит мимо меня, пока еще без верхней одежды (и эту то жару!), читает: «Где ты маялась все лето? Что в Италии! В Сполето! «-«Ты написал?» — интересно. «Не, там автор идет». Входит автор — Алексей Глебович Кузнецов.


Онегин за кулисами.

— А ты знаешь, что наш Римас родился в один день с Феллини? — спрашивает меня он.

Не знала, но приятно, что художник Туминас в день вашего рождения совпадает ни бог знает с кем (может это то же самое с Муссолини) , а из фильма гений мира — Федерико Феллини.

Сам Римас в Сполето пробыл всего два с половиной дня, и мне удалось провести два полных с костями репетиции (на день, на акт), увидеть первое выступление и останется им не очень доволен ( в отличие от общественности). Как получить приз — ручку с золотым пером фирмы Mont Blanc, которые называли почему-то «Лев Толстой». И улетел в Китай, где его Малый Вильнюсский театр показывает три спектакля на фестивале в Пекине.


фото: Марина Райкина
Гусар (Владимир Симонов) и танц-класс.

Перо имени Толстые ему вручили, было построено раньше, прямо на сцене, а Римас говорит: «смотрите, Пушкин ни разу не был в Италии, он по-прежнему Молдовы вообще не ездил, был невыездным. Только его драма «Онегин»,оказывается, доехал».

Giorgio, тем не менее, почему вы выбрали для показа Пушкина, а не чехова или Достоевского, которые за рубежом знают больше, а. с. Пушкина? — интересно, директора фестиваля.

Это потому, что мало знают. Это просветительская миссия культуры.

А вообще первое появление русских доказывает мне еще раз, реальность победы хилой «цыганской почты» (то есть, из уст в уста) над мощным интернет-ресурсом. На последние два выступления приток публики неожиданно, даже для организаторов : deluxe номера с пяти палуб и расписным плафоном выглядел совсем по Пушкину:»Партер так полон. Ложи блещут»…точнее отсвечивают голыми плечами — тепло же. Итальянская публика в театр, одевается красиво, не идет в шортах.

Из Рима пришел знаменитый Тони Сервилло (фильм «Великая Красота» и другие). После аплодисментов поднимается к артистам. С ним жена, большие блондинки в светлом зеленом платье на полу и два сына, — как воспитанный человек фамилия все это представляет собой, в первую очередь, и совершенно неожиданно смущенно признается :

— Я не комфортно, даже и не знаю, что сказать. Я бы так не смог.

Общий смех и общий снимок на память. Узнать, что Вахтанговского Тони серьезные виды: может быть, он будет в Москве спектакль и себя в нем будет играть.