Эксперт: причина проблем с кораблем «Союз» — кадровая политика

dd3e47edc9ae8b7259213a05ca63f4b2


фото: Сергей Иванов

По версии источника, при подаче оператором команды произошел сбой — и всместо тестирования системы расстыковки запустился двигатель.

При этом, следует отметить, что подобные нештатные ситуацию происходили в ЦУПе не раз . И не только в наши дни. Так, например, еще 50 лет назад, во время полета Алексея Леонова, который первым вышел в открытый космос, из-за ошибки в расчетах инженеров ЦУПа капсула с космонавтами приземлилась за сотни километров от расчетной точки. Космонавты оказались в глухой сибирской тайге. Лишь спустя 7 часов после посадки станция мониторинга в Западной Германии сообщила о том, что засекла закодированный сигнал, который посылали космонавты. В итоге космонавты провели ночь в лесу, дожидаясь спасателей. Выходить из тайги им пришлось на лыжах, но уже там, на «большой» земле, их встречали как настоящих героев и покорителей космоса.

Более свежий пример: в сентябре 2012 года европейский космический грузовой корабль «Эдоардо Амальди» из-за ошибки ЦУПа не смог отстыковаться от МКС. Маневр пришлось переносить на несколько дней.

— Конечно, на фоне громких аварий, которые происходили в последнее время в космической отрасли страны данный случай с несанкционированным запуском двигателей «Союза» выглядит пустяком, — считает эксперт «МК». — Хотя вопрос наличия в отрасли профессионалов все же выходит на передний план. Назначенный в январе этого года главой Роскосмоса Игорь Комаров в лучших традициях эффективных менеджеров сразу же пообещал, что «каждую пару некомпетентных или слабо квалифицированных сотрудников» он заменит одним опытным профессионалом.

Честно говоря, странно это было слышать. Вряд ли приток профессионалов можно обеспечить сокращениями. А они в отрасли уже идут. При этом уровень квалификации специалистов определяют все те же «эффективные менеджеры». В Центре управления полетами, кстати, планируется на четверть сократить персонал. Увольнять в первую очередь будут, как обычно, людей пенсионного возраста, хотя сам же глава корпорации признает, что многие другие «сотрудники занимают свои должности не более года и пока что знакомятся со спецификой работы.

Видимо именно в процессе такого ознакомления и происходят подобные случаи с «несанкционированным запуском двигателей «Союза». Однако в ЦУПе эту ситуацию не драматизируют. Один из его специалистов разъяснил это «МК» так:

— Ничего критичного не произошло: двигатели проработали около минуты, топлива на борту корабля много и посадку отменять нет никаких оснований. Топливо на корабле требуется для того, чтобы выдать и обеспечить тормозной импульс при сходе корабля с орбиты.

В этом случае корабль пойдет на снижение. Если топлива не хватает, то импульс может оказаться не достаточным и корабль может задержаться на орбите вплоть до того времени, пока сам не упадет через несколько дней, или даже недель. Но в данном случае ничего страшного не произошло. А потому запланированную операцию было решено не откладывать: космонавты перешли с МКС на «Союз» и готовятся к возврату на Землю.