Древний музей на вершине Майкл Миндлин

Майкл Миндлин.
Вопросы истории: о своей отставке с поста директора ГЦСИ Михаил Миндлин узнает, что накануне своего вылета в Венеции архитектурной биеннале. Правда, он обещать, что будет с долгом. Как? Неизвестно. А вот комментарий самого министра: «В нашей стране действует, по сути, два центра современного искусства — ГЦСИ и РОСИЗО, — говорит Мединский. — Эти многопрофильные учреждения культуры имеют сходные задачи. Два аналогичных государственных структур, даже если их взаимодействие на высоком уровне, не может одинаково эффективно решать проблемы, как одна большая организация. Таким образом, после проведения консультаций с экспертным сообществом, мы решили объединить ГЦСИ и РОСИЗО. При этом ГЦСИ станет структурным подразделением РОСИЗО».
Из приведенной цитаты следует, что речь идет об оптимизации: сокращение, слияние, увеличение заработной платы одним за счет других — через это прошли или проходят через многие отрасли промышленности. Но, говоря о переподчинении, не следует забывать и о финансовом контроле: значительный бюджет, ГЦСИ, который распределялся на его семь филиалов в стране и несколько крупных программ, это ясно, сейчас идет РОСИЗО.
В этом случае, есть еще одна важная информация, которая могла бы объяснить: сестра Владимира Мединского занимает в РОСИЗО пост заместителя директора и, по информации РБК, имеет зарплату значительно больше, чем платит сам руководитель организации.
Но, как оказалось, над должностью для Миндлина думали недолго, и уже в пятницу он был назначен директором Музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева. Пост освободил для Миндлина, отправив в отставку 75-летнего директора музея Рублева Геннадия Попова, который, как оказалось, контракт с Минкультом до 2017 года. Мы пытались добраться до Геннадия Попова, чья репутация в музейном сообществе безупречна. Он не отвечает на телефон, как нам сказали, его близких людей: ему стало плохо.
Такой набор меток несколько обескуражен: как г-н Миндлин, экспертов современного искусства и еврей года, будет вести музей русского искусства, деятельность которого непосредственно связана с РПЦ и другие православные организации?..
Геннадий Попов.
Мы дозвонились Майкл Миндлину в Венецию и спросил: как он отреагировал на новую должность?
— Отлично, древнерусское искусство — сфера моих личных интересов. Первое мое образование — реставратор. После школы я реставрировал древнерусскую полированной скульптуры в Коломенском, затем в отделе по реконструкции Центра Грабаря, позже занялся современного искусства, но все эти годы смотрели и по древнерусским искусством. Должность директора музея Рублева я я выбрал из нескольких предложений. Удаления на место директора взял я в порядке. Катастрофа в том, что ГЦСИ перестал существовать как организация, на которую установлен четверть века, жизни и деятельности ведущих специалистов. Это РОСИЗО должно вливаться в ГЦСИ, потому что РОСИЗО — техническая структура, а музей — творческий, творческий.
А вот комментарии специалистов.
Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства: «Я, как и мои коллеги, не понимаю вообще, что произошло. Ни с кем не посоветовались, поставили перед свершившимся фактом. Ждать, к чему это приведет».
Дмитрий Гутов, художник: «то, Что происходит в недрах Минкульта, понять человеческий ум не дал. Свои инициативы она не считает необходимым объяснить, ни зрителям, ни профессиональное сообщество. Произведения братья — в шоке. Как бы мы друг друга не критикуют, мы одна семья, и люди со стороны никогда не нашли с артистами общий язык».
Марина Звягинцева, художник: «мои коллеги и Я — в недоумении: как можно соединить учреждения, которые ставят перед собой разные задачи? Из наших артистов никто не знает, что РОСИЗО, даже, где находится. Вряд ли с ним будут сотрудничать произведения братья».
Другие руководители музеев и Центров современного искусства и учреждений предпочитают не комментировать ситуацию.