Дмитрий Быков: «Мы все стали эмигрантами внутри своей же страны»
Уж точно сейчас нужно перечитывать Набокова, который всю свою жизнь эмигрантскую жизнь прожил в достаточно стесненных условиях. Тем более, состояние эмигранта в своей же стране знакомо сейчас большей части населения. Без всяких скидок на трагические обстоятельства скажу, что это настоящий шедевр. структура оригинальная. Пожалуй, это новая мощная повесть Бориса Екимова «Осень в Задонье», очередная его сельская вещь, пока не вышедшая отдельной книгой, впрочем, ее можно прочитать на страницах «Нового мира» в №№ 9-10. Нет, конечно, покойный Михаил Успенский (умер 13 декабря 2014), написал вторую часть цикла про Костю Жихарева. Книга показывает, что автор продолжает «не терять отчаяния». Помимо прочего, это интересно построенный роман, хотя сама по себе — это старая история о роковой дружбе и о роковой зависимости, но… * * * — Дмитрий, а что вы могли бы актуального порекомендовать из классики? хороший язык. Читать роман будут, естественно, — книга доступная, хотя и не простая. Так сказать, в жилу.— Поскольку мы вступаем в кризисные времена, история показывает, что «Война и мир» — это лучший утешитель. Это классический пример романов, в которых сочетаются увлекательность, довольно остроумный перенос на современность, хорошо проработаны лейтмотивы, детали… А из мировой классики лучше всего бы пошел Золя, очень его люблю: в описании лицемерных, раздираемых внутренними противоречиями обществ — ему нет равных. — А пятая книга?— Вот даже не знаю, что и сказать… и то, что он описывает применительно к французским 70-80-м годам, — это сейчас более чем актуально… Несмотря на то, как книга трудно писалась, это потрясающе смешное произведение. — А еще?— А вот дальше мне трудно вспомнить, что было по-настоящему хорошего. Первая называлась «Богатыристика», а вторая — «Алхимистика». Во время войны, голода, кризиса. Хорошая мысль.— К сожалению, не моя мысль, а Николая Бунина — «главное — не терять отчаяния». Прозы такого класса сейчас не пишут, ведь это позднесоветское произведение. пытаюсь вспомнить книгу, которая на меня бы сильно подействовала. Но даже в этом состоянии умудрялся обнаруживать чудеса. Еще мне кажется, что нужно перечитывать советскую классику 20-30 годов XX века, — это поможет объяснить что именно тогда происходило и к чему все это привело. Так что, «Осень в Задонье» Екимова — замечательная проза, а книгой она выйдет просто по определению. Все-таки там есть та твердыня духа, которая позволяет все это перенести. Во-вторых, роман Олега Радзинского «Агафонкин и время»; книга на редкость увлекательная, при правильном прочтении может свести читателя с ума — абсолютной реальностью путешествий во времени, да и значительной пластичностью при их описании. — Отчаяния? В-третьих, для меня остается очень важной книга Александра Шарова «Происшествие на Новом кладбище», вышедшая в самый канун прошлого года; это выдающийся роман, в принципе, пролежавший в столе… фото: Олег Фочкин
— Дмитрий, хотелось бы огласить ваш собственный рейтинг из того, что вышло за этот год.— Ну, во-первых, это «Лахезис» Юлия Дубова. Золя считают социальным реалистом, это совсем не так; он один из самых сильных авторов, один из лучших стилистов девятнадцатого века…