«Дядя Ваня»: из жизни животных


фoтo: ru.wikipedia.org
Юрий Бутусoв.

Нa вxoдe в мoскoвский ТЮЗ, гдe игрaют питeрцы (тeaтр лeнсoвeтa), дaвкa: oткрытa oднa ствoркa стеклянной двери, тщательный осмотр сумки, а хотят прийти — их много. В результате «дядя Ваня» сохраняют уже на 25 минут. В зале на стене, ближе к сцене, сидит молодая девушка с красными волосами в каре, одетая, правда, не на время: белое длинное платье с огромным вырезом на спине, бока открытые. И каждый протискивающийся вдоль узкого прохода на свое место, безусловно, заденет белой ткани. «Какое красивое платье», — говорю я молодой леди. «Это я сама сшила», — подчеркнул он ласково говорит рыжая.

А сцена, весь белый, с намеренно искажать окрашены двери, через каждую черную надпись — «маман», «нянька», «д», «Соня», «профессор». Сценография Александра Шишкина, производство (очевидно, по фанере) и на виду, малобюджетная, никакая красота не обещает, по крайней мере внешне. Но и с внутренней у героев были проблемы.

Сначала появился один персонаж, довольно ханыжного вида, ну чисто забулдыга: красный линялого цвета, треники, майка-алкоголичка, походка нетвердая. Сел на краю стула. Кто он, Иван Петрович Войницкий, или доктор Астров, а может и сам герр профессор? Напротив него, и тоже на табурете — человек в ближнем куцем пиджачке, где крепкий торс, а в вок. Лицо как мукой посыпано. Но он начинает говорить каким-то текстом судебного Марина, обращаясь к невысокому, но крепко сбитому бритому человеку, чей белый задолженности рубаха забрызгана кровью, правда, не первой свежести, и на нем может предположить, что это доктор. Не нянька точно.

А няньку уже потряхивает, как подключить его к розетке, а хаотическое движение его правой руки свидетельствуют о неутешительном диагнозе — болезнь паркинсона. Старушку жаль, но старуха, вращается, вращается, старуха,… дядя Ваня. Смел степень конвенции вселяет сомнения, что Соня или Елена Андреевна также могут быть оборотнями. К счастью, этого не произошло.

Белый цвет доминирует в пейзаже, в гриме а-ля аниме (даже у монтировщиков лица и рабочая одежда небрежно коснулся белый). И звук, которым говорят герои, также, белая, ровная, срывающийся на крик.

На таких производствах обычно я думаю: вот как должен чувствовать себя человек, который купил карту и пошел посмотреть на современную версию классики, в частности, питерского «дядя Ваня»? Она не погружается в контекст, не владеет информацией о массовых экспериментах, успешной, неудачной или шедевральных. Он, возможно, и чехова не читал: все, пропал для театра человек. Тем не менее, на постановку талантливого режиссера Бутусова идет главным образом подготовлена аудитория, но мне кажется, что его «Дядя Ваня» и их мысли, недоумение. После антракта энтузиастов, что жались по стенам, не имея места, чтобы они могли удобно устроиться в опустевших креслах.

Второй акт продолжал в том же стиле и на том же духе, из которых один: дядя Ваня с компанией — только животные, упыри, чавкающие во время еды, душегубы конченые. Телегин, это же Вафля, подманивая видимыми кур, палкой глушит их, а уродливые Соня, которая почти на голову всех выше, от времени до времени иссякнут на авансцену с тревожным текстом: «Что? Ушел?..» И косички, заплетенные в две бараночки, волнительно дрожат. Редко проскользнет мирный диалог или монолог, скажем, дяди Там, с человеческими интонациями, но сразу же сбивается на крик, уходящий в верхние ноты, как: «Мне 47 le-e-e!!!» — и ручка в Паркинсоне… Все мрачно, в каждом, как следует из текста, сидит бес разрушения, этот бес выпущен на улицу и бесконтрольно безобразит.

Однако, есть одно яркое пятно — это платье Елены Андреевны, этой же красной, как то интригующе сидела у стены в комнате. Она одна с человеческим лицом и пеняет распоясавшимся родственникам: «в Конце концов, господа, это отвратительно». И тут с ним не поспоришь — противноватые у Бутусова чеховские персонажи, некоторые маргинальные животные времени распада или апокалипсиса, который они скучны и их не жаль. В начале XXI века, они больше не могут быть такими, как в прошлом веке, даже и в самом далеком. Все, что вы хотите, их можно подарить фото — клоунов, бомжей, советских граждан в эпоху строительства коммунизма…, Что это был просто дядя Wan (а вместе с три сестры и вишневый сады) не видел отечественной сцены. И сколько еще увидим… Вопрос только в том, что чеховский текст с бутусовским выбор не сошелся, не сжился — ни по любви, ни по расчету. До кучи опыта, Соня в финале топором рубит белые стены, двери. Дядя Ваня валяется на полу — белая горячка, горячка белая? Наконец-то открыта страшная правда — жизнь, знаете ли, круто, ну совсем плохо, а будет еще хуже. На этой оптимистично ноте, даже и кто-то крикнул «браво».