Депутат Госдумы Елена Ямпольская: еще раз о «Матильду»


фoтo: ru.wikipedia.org

Дaлeкo oт рaзгoвoрa нe сущeствуeт ни oднoгo мaлo зaмeтнoгo oфициaльнoгo лицa. Oднa чaсть дeпутaтoв ГД нaстaивaл нa бoгoxульнoсти и врeдoнoснoсти «Мaтильдa», нo другoй oбъявил фильм высoкoxудoжeствeнным, истoричным, примиряющим и дaжe кoмплимeнтaрным пo oтнoшeнию к фигура последнего российского императора. Обе позиции, на мой личный взгляд, не коррелируют с реальностью.

В борьбе вокруг «Матильды» упорно и безответственно пытались убедить Церковь. Безответственно, потому что берется бойцов тон подразумевал ряд чудовищно потери истории — от критики советского проекта до антисемитизма. Подписка на такой пакет, они решили, в основном те священники, которые не боятся маргинальность. Здравомыслящие представители РПЦ то поврежденных нейтралитет, но каждый их совет сразу же подхватывался и возводился почти в ранг ультиматум. В противном случае, как и спекуляции это увидеть не может. Понятно, что священник — даже и умный, тонкий, с дипломом — слабый судья в вопросах светского искусства. Более того: что лучше, что он священник, менее компетентен в этой области. Ни монашествующему не должен нравиться, обнаженная девичья грудь на экране.

В отношении лидера так называемого «Христианские государства», власть выбрала оптимум из всего, в принципе доступной власти, — показал, что она существует. Калинин арестован. Вероятно, ему уже сбрили или вот-вот сбреют бороду. Но опять же это вопрос из анекдота: а мысли-то куда исчезают? Те мысли, которые, слава Богу, редко приводят к поджогам, однако перессорили массу народа, а это означает, что не может быть проигнорировано. Мы перестали получать сообщения «на Страшном суде ответить!», однако я знаю, что много людей во время прошлого месяцы, прекративших общаться, а иногда и здороваться: водораздел была «Матильда».

Теперь был новый образ Учителя защищен от радикалов, уголовное дело развалилось, крупнейшей киносети восстановить имя на афиши, закрытыми и полузакрытыми предпоказами уже была охвачена большая аудитория, на земле прошли премьерные показы, появились первые мнения (едва ли способно, тем не менее, влиять на кассе), так что смысла молчать дальше нет. На мой взгляд, «Matilda» — произведение, рассчитанное на подростковую нетребовательность к мотивациям и подростковое игнорирование фактов; внешне эффектная, внутри полый, love story, с сюжетом, идти утомительным «челноком», как в сказке про журавля и цаплю; сироп клюквенный, набор мечты и фантазии, места, вызывающего у взрослых зрителей оторопь. С событиями 120 лет, то есть, буквально вчера, оказывается, так свободно, как, что все документы сгорели в печках. Короче говоря, «Матильда» не светило бы попасть в историю, если его не угораздило в историю вляпаться.

При этом каждый художник имеет право на творческую неудачу. Алексей Учитель ничего не виноват: его не предупредили о том, что стандартные правила кинематографической игры, в отдельных случаях отменяются. «Матильда» не лучше и не хуже большинства отечественных изображения более поздние времена, и нет никаких оснований отлучать от экрана. Раньше нужно было думать.

На самом деле, здесь и кроется основная проблема. Если бы создание «Matilda» акт осознанный, кто-нибудь, конечно, взять на себя ответственность за выход. То, публично и четко заявили: да, мы облегчить Учитель — в производстве, в кассе, мы считаем, что это правильно, фильм — fit вы хотите казнить — казните вместе…

Ничего из этого не произошло. Фома кивает на Ерему, Ерема бросает ответку. Они должны были думать раньше. Но они не думали.

Гуманитарная сфера в нашей стране координирует так отрывочно и бессистемно, как будто мы вообще отказываем нашим согражданам, в присутствии души, — и в религиозном, и в житейском смысле этого слова. В конце концов, должен быть где-нибудь нервный центр, который еще несколько лет назад озаботился бы, чем мы подойдем к столетию революции. Что будет «красный», «белый», «монархисты», которые были ожидания различных страт общества, в чем основные риски и как их предупредить.

С недавних пор у нас стало модным говорить об эмпатии, подразумевая под ней способность зарыдать, когда плачет другой. В действительности это качество гораздо более ценное, на открытом поле, чем в доме. Эмпатия — способность считывать чужое эмоциональное состояние и время от времени подвергать его корректировке. Сегодня выигрывает самый эмпатичный во дворе — кто управляет эмоциями, тот управляет обществом.

Поскольку анализ и планирование в гуманитарной сфере, нет, мы приближаемся к ноябрю 2017-го полный метр про слабого, мятущегося цесаревича и пара телепремьер о явных и закулисных гениях Октября. Один из сериалов — «Демон революции» Владимира Хотиненко — обещает стать настоящим художественным событием. Судя по материалам, которые я имел счастье видеть, это очень русское по духу фильм, например. фильма, где постановщик живо и горячо увлечен своими героями. А Владимир Ленин даже Александр Парвус (просила демон), показанные с живым интересом, всегда будет привлекательным роскошный гламур, снят с холодным носом. Ну, я согласен: что, как отклонение в преддверии столь неоднозначного юбилейный?

Еще Иосиф Бродский предупредил о том, что жизнь качнется вправо, качнувшись влево. Верхний восстание пива долго и ждал только предлога, чтобы полыхнуть. Причина в буквальном смысле дал. Речь не идет о всплеске национального самосознания. По всей России Николай Александрович Романов не был, не является и вряд ли когда-нибудь быть популярным персонажем, независимо от того, на канонизации. Вы можете расстраиваться по этому поводу, и мы знаем, для приличных людей испытывают такого рода трудности. Мы можем предположить, что это проявление высшей справедливости. Но вызов этот факт означает жить в иллюзии. И всякий, кто живет иллюзия — верит ли он в реставрации монархии или возрождение Советского Союза, — дорогой гость на различных ток-шоу, но по жизни советник плохой.

Все, что поклонники царя-страстотерпца (я думаю — все, попадающее в СМИ), работает против него. Даже если не брать во внимание хулиганские крайности. Русский человек не любит, когда тонкие вопросы решаются через адвоката. Русский человек, скептически глядя на плакаты с призывами: «Покайтесь!», потому что он мог рассчитывать на покаяние. Для русского человека это не суть важно, является ли Николай II был идеальный муж и жертвенным отец: в нашем представлении глава государства должен упасть отцом, прежде всего в стране. И все предметы (как вариант — граждан) следует рассматривать как своя семья. Идеальный муж у кормила власти — в России это не котируется, потому что всегда плохо заканчивается. В крайний (дай бог — последний) раз — на нашей памяти. Когда снова рухнула империя, уже советский.

«Matilda» столкнулся не волеизъявлением народа, а с последствиями глобальной духовной Пустоты. Пустота без Чапаева, без царя, без вдохновляющие идеи, объединяя значения и безопасности значения. Имейте в виду: споры об искусстве теперь автоматически перетекают в разговор о деньгах. «Ой, что-то ничего мне их кормить», — чешет в затылках народ, прослышав об очередном скандале. Хорошо, даже если оставляет лазейки для надежды: «Пусть пользу приносят». При этом, как только в культуре происходит что-то стоит, никто не помнит, о цене вопрос. Из этого следует: расходы на культуру должны быть не большими и не маленькими, а оправданы. Люди ждут, чтобы от культуры не экономия, а душевного утешения. Талант — самый тонкий и эффективный инструмент для гармонизации социальных отношений, расширение прав и возможностей человека и общества. Вы должны держать его остро наточенным, заботливо смазанным, в бархатном чехольчике. Если же инструмент притупился, заржавел, морально устарели, или мы банально не можем им пользоваться, что толку обсуждать необходимость замены бархатного чехольчика на суконный — или вообще без чехольчика?

Отсутствие системной работы в гуманитарной сфере приводит к тому, что больших побед, великих событий не находят достойного отражения в искусстве, и достаточно быстро перестают служить стимулы страны стимулов. Подготовка на знаменательные даты в ходе пристрастно, резко, а то и просто халтурно — отсюда досадные инциденты, подобные скандалы вокруг «Матильды». Ценности, декларируемые президентом страны, лидеры общественного мнения, входят в противоречие с информационной политикой, бытовой культуры, образовательными программами. Проекты, на которые тратятся большие средства, чтобы пощекотать публике нервы, однако ничего не добавляет ни ума, ни сердца.

Патриотическая повестка дня, не заполнены сущностно, дает, как мы видели, на откуп малограмотным фанатикам. Позвольте, что это не может быть — в противном случае нам грозит дискредитация патриотической идеи в целом. Но, если мыслить стратегически, не менее важно сохранить искренние, страстные, неравнодушных людей от превращения в фанатиков. Обязательные функции государства — работа с пассионариями. Им нужны высокие цели, сложные задачи, чувство спроса, что им нужно воспитание чувств и образованию ума, а это прямая миссия гуманитарной сферы.

Граждане, составившие большинство в недавнем опросе ВЦИОМа, — те, кто равнодушен и самореализации, творчества, и даже карьера, а потребны только стабильный доход, бесперебойной работы общественного транспорта и детская площадка в нескольких минутах, люди, которые, как героя Драгунского, вращается в кругу «дом, столбоуправление, грибеечка», доминируют в любой нации — как инертная платформа, гаситель колебаний. Тем не менее, не они двигают людей вперед. Не с ними, а они их дети, которые, бунта и фантазируя, рваные, за пределами зоны личного комфорта.

Какие каналы для выплеска энергии будет найти подрастающие сегодня пассионарии — вопрос действительно государство. В то время как с программами туго. «Matilda», не стоившая, конечно, такой страсти, он чувствовал себя в полной мере.

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, депутат Государственной мысли РФ

Подготовлено по материалам средств МАССОВОЙ информации «Культура-Портал»