Человеческая жизнь-кино века: вдова о легендарном режиссере Александре Згуриди


фoтo: Из личнoгo aрxивa

Aлeксaндр и Нaнa Згуриди в прeдгoрьяx Фудзиямы. 1992-1993 гoд

Кaждый фильм Згуриди зaxвaтывaeт вooбрaжeниe интeнсивнo истoрия, нeпoстижимaя тaйнa связи рeжиссeрa с гeрoями свoeй лeнты. Фильмы сoбирaли пoклoнникoв пo всeму миру. Нa мeждунaрoдныx кинoфeстивaляx 13 фильмoв Згуриди стaли пoбeдитeлями. В Вeнeции в 1946 гoду, в 62-м eгo фильмы «В пeскax Срeднeй Aзии», «Дoрoгoй прeдкoв» пoлучил пeрвый приз. В 1966-м, рoвнo пoлвeкa нaзaд, oн стaл oблaдaтeлeм высшeй нaгрaды — «Лeв Святoгo Мaркa» — зa фильм «Зaчaрoвaнныe oстрoвa».

A 20 лeт нaзaд oн пoлучил приз в кaтeгoрии «Чeлoвeк кинeмaтoгрaфичeскoгo вeкa». Кaкoй прeкрaсный дeнь! Нo пoчeму-тo нe слышит, чтo тeлeвидeниe или Сoюз кинeмaтoгрaфистoв Рoссии xoтя бы слoвoм или жeстoм oбмoлвились o зaмeчaтeльнoм сooтeчeствeнникe.

Я имeл счaстьe пoзнaкoмиться с Нaнoй Згуриди, вдoвa нeпрeвзoйдeнным Мaстeрoм. Рeжиссeр и дрaмaтург, зaслужeнный дeятeль искусств рoссийскoй фeдeрaции, oнa в нaстoящee врeмя рaбoтaeт в кaчeствe рeдaктoрa-фрилaнсeрa в крупныx кинoкoмпaнияx.

Oнa влюбилaсь в жизнь

Учитeль и гeрoй Нaны стaл Згуриди. Учeники чaстo влюбляются в свoиx учитeлeй, чувствo внутрeннeй крaсoтoй, ширoтoй знaний, искрeннoсти, спoкoйствия зaявлeния и тeплo. Нaнa Клдиaшвили нe дeвoчкa, стaл студeнт ВГИКa: oнa и любoвь, a сoвсeм другoe учрeждeниe. Нo брoсилa всe, рискнув пoступить в ВГИК нa Aлeксaндрa Згуриди.

Ee пoступoк, кaзaлoсь, близкo зaмaнчивo играть. Но она пришла! Стала ученицей мастера Згура. И влюбился на всю жизнь.

— Нана Георгиевна, вы, конечно, помните, церемония награждения Згуриди «Золотой овен». Тогда опубликовала отличные оценки творчества Згуриди — Человек кинематографического века.

— Обставлено все очень красиво — в каком-то старинном зале. Сцена впечатляет, в цветах. Это они изобрели Станислав Говорухин и Марк Рудинштейн. Только награду номинировали Згуриди — «Человек кинематографического века».

— В эти годы Александр Михайлович мужественно решает с последствиями инсульта.

— Да. Он отправляется на работу. На сцене новую палочку. И люди вставали. Аплодировали ему. Станислав Сергеевич Говорухин вручил ему приз — «Золотая рыба».

— Нана, вы делали фильмы вместе со Згуриди. Но, как вы пришли в кино? Вы, люди другого поколения, и вдруг рядом с ним…

— Это, наверное, судьба так приказал. Я училась в Тбилисском университете, на факультете журналистики. Там учился мой одноклассник, Ираклий Квирикадзе. Он стал мой первый муж и отец моей дочери Ирины. Мы с ним мечтали о создании фильма. Моя мама не разрешала мне поступать в ВГИК: «Сначала обрети профессию, а потом мечтай».

— Ваш первый муж тоже очень известный персонаж в искусстве. Он сразу же пошел во ВГИК?

Записаться сразу не получилось — учился в университете, но с каждым годом он готов был бросить все и испытать снова и снова свою судьбу во ВГИКе.

— Кто из режиссеров взял Квирикадзе на свой курс?

— Чухрай! Великий мастер разглядел в нем одаренного кинорежиссера. И сан Ираклий сбылась. А я застряла в Тбилиси. Но мечта о режиссуре и кино не перестал. У нас есть Ираклием — дочь Ирина. В любом ВГИК! Мало работать журналисткой в молодежной тбилисской газете, а потом вдруг решил прийти в театр. И счастье — пришла к известному режиссеру Михаил Туманишвили. Но почему-то не чувствовал в себе порыва к театральному искусству. Однако этого не произошло.

Когда я приехала, мастер очень обиделся на меня. И долго со мной не здоровался. И я еще осмелился войти в ВГИК. Мама не противилась моим движением: он был, конечно, — я непременно провалюсь. Но после каждого моего успешного экзамена мама впадала в истерику. Я успокаивала: на следующем экзамене обязательно провалюсь. Но не удалось.

Но, ректор ВГИКа брать меня не хотел: не было у меня ни высокой рекомендации. А Згуриди настаивал на своем выборе. Тогда уже студент ВГИКа детям: он потрясающе относился ко всем своим ученикам.

— Как в общении со студентами, прославленный мэтр с мировым именем?

— Он всегда оставался мальчиком. Поразительный человек. Ученики заметили его особое положение, до меня. Я же ничего не замечала. Приехала в Тбилиси, чтобы сделать работу, конечно, — снять фильм о замечательном полярном капитане, герое войны Анатолии Качарава. Плавал в Ледовитом океане на ледоколе несколько месяцев… после того, как Вернулся в Москву, пошел в ВГИК — поздороваться с Александром Михайловичем. Он готовился поехать в Индию, чтобы снять фильм о слоне «Черная Гора».

Эта встреча что-то изменила во мне. Я воспринимала Згуриди уже не в качестве студентов… Мы с ним общались. Три года длился наш почтовый роман. И перезванивались.

— А с Ираклием Квирикадзе, своим мужем и отцом Ирины, вы уже расстались?

— Давно расстались. Но у нас с ним и сейчас хорошие отношения. Наш роман с Александром Михайловичем началось в 72-м, И постепенно появилась уверенность: мы не можем жить друг без друга. Згур стал просто замечательный отец для своей дочери. Он имел очень мягкий характер, голос, он никогда не поднял, только на съемках дал себе волю. На съемках был просто без ума. Чтобы не забыть, как он сам на съемках ходил с обожженным поленом против устремленного нам могучий бык. Удивительной смелости человек!


фото: Геннадий Черкасов
Нана Згуриди.

— Вы, режиссер образования, во время съемок вы могли бы предложить режиссеру свое видение сюжетостроения и особенности кадра?

— Здесь вопрос совершенно интимный. У меня, конечно, были свои амбиции. И, это произошло, я не мог не согласиться с ним. И первый раз у меня возникали бурные проявления своего несогласия. Но я смирила свою гордость. И все потому, что любила его. И сейчас все еще люблю. Он был намного старше меня. И тело его безусловен. Может быть, сказался мой грузинский женский жертвенный характер. Я подчинила себя ему, безусловно.

Грек стремился к совершенству

— Нана Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о своей работе в кино после жестокого инсульта, с которой он смело решает Згуриди?

— По своей природе он здоровый, как бык. И ужасно подвижный. Всю жизнь занимался спортом. И даже после тяжелейшего инсульта в горах, он с палочкой, несмотря на потерю 80% подвижность в руке и ноге, она росла все больше и больше, в поисках лучшей точки для съемки.

— Я не видела его музыкальный фильм «Лиза и Элиза». Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Згур, — музыкальный человек. Играет на фортепиано, хорошо знал и чувствовал музыку. И после болезни, когда он уже не мог снимать фильмы с животными, я предлагал: «Давайте сделаем музыкальный фильм». Идея увлекла. Это непритязательная история, примерно, как «Принц и нищий». Мы записывали в Румынии, где в горах сохранились сказочный королевский дворец.

— Ваша история обрела жизнь в сказочную атмосферу. Режиссер Згуриди к тому времени имел большой авторитет в мире.

— Да, он уже был вице-президентом Международной ассоциации. И в больнице Згуриди, очень расстроен, что из-за болезни не сможет присутствовать на международном конгрессе в Бонне. Я спросила его, врача, замечательного человека: «Что делать? Она не переживет, если не попадет на конгресс». И услышал: «я Не могу ему летать на самолете. Можно только тренировать».

И ехали в спальном вагоне — мы сами. И проводник, человек в возрасте, на наше счастье, любитель Згуриди, готовит нам супы на собственную плитку и посадили в купе. Два дня мы комфортно ехали.

— Пребывание в горах не навредило?

— Волшебная природа добавил, что ему 10 лет жизни! Он стал подвижнее. Помолодел.

— На фильмы Згуриди всегда стояли очереди.

— Что, и за рубежом. Удивительно, фильмы Згуриди покупались с энтузиазмом: «Згуриди? Мы берем сразу». Показатели продаж превосходят многие советские фильмы. В своей полосы — нет политики. Тем не менее, в гуманную направление мышления режиссера Згуриди один раз «растягивается» в «Правде» — не любит человечность его ленты. Он утверждал: то, что у животных есть и переживания — любовь, ненависть.

— Вы общались с мировыми коллегами через переводчика?

— Нет. Згур по натуре человек упорный. Мальчик учил французский. Многое подзабыл, но кое-что сохранилось в своей блестящей памяти. При необходимости английский, он сел и выучил!

— Нана Георгиевна, родители Згуриди — греки. Они уже пожили в России, до вашего рождения?

— Конечно. Привезли их в Россию собственные родители. Я больше знаю о судьбе своего отца Михаила. Мама Александра умерла от воспаления среднего уха, когда мальчику было всего шесть месяцев. Отец не женился. Решили воспитывать ребенка самостоятельно. Дал объявление в газете — «в Поисках греции няню».

Греция молодуха, сильный, холодный, вскормила. Но одна опасность угрожает Александра. Гречанка любил алкоголь.

— С молоком гречанки он мог впитать и ее привычки?

— Друзья были в шоке. Згур мог выпить много, но никогда не пьянел. Закаленный организм на эту мелочь не реагировал. Он любил виски и джин.

— Запись фильмов на севере, в жарких странах, затем во льдах арктики потребляют много энергии. Требуется неимоверная упрочнения. Она была у него?

— Згур был красным кавалеристом в Гражданскую войну. Его, интеллигента, в кавалерийском красноармейском полку, заметил начальник штаба и взял под свое крыло. Он смешно одет: серая папаха, длинная шинель, — короче говоря, для него не нашлось, — на боку пристегнутая шпага. И без лошадей, почти волочилась по земле.

Он, сын богатых родителей, оставшихся в одиночестве со своей сестрой, было бы по-мужски отвечать за ее судьбу. И в 14 лет взял на себя все мужские дела. Сын грека, не принимая даже в гимназии — его оттуда вытурили. Но он пришел и сел на занятиях. Учителя жалели мальчика и разрешили присутствовать.

Как появился Союз кинематографистов

— Я пытаюсь догадаться: что такое «згуриди» по-гречески?

— «Темные». Однажды в Париже, произошел удивительный эпизод. Он, как президент Международной ассоциации, провел совещание. Вдруг ему сообщили: «Вас просит о встрече, господи…» И называет неизвестные ему имя. Згур пояснил, что не может отказаться от встречи. Беспокойство снова позже. Оказалось: его ждет последний греческий король Константин II. Это случилось в 64-м году.

Они из-за на английский. И вдруг король сказал ему: «у меня прабабушка русская — великая княжна Ольга Константиновна, а прапрадед — великий князь Константин». Скорее всего, царь видел фильмы Згуриди, и вдруг поражает подробностью: «Ваша фамилия имеет очень высокое происхождение. Когда на территории Турции было какое-то небольшое греческое поселение — и правили им Згуридисы».

— Нана Георгиевна, я был очень взволнован, его признания, что уже нет на свете его сына, Олег Згуриди. Вы, конечно, были с ним дружелюбны?

Олег стал удивительным кинооператором. И так же поражает своей скромностью. Олег рост был выше отца. И характер совершенно иной. Он всегда защищал свою независимость. Пляжи: что связывает его с чрезвычайным слава отца. Он хотел быть, чтобы выжить в одиночку. Олег только что боролся за себя. И стал выдающимся оператором. У него был абсолютный талант.

Но время так развернулся. Ушли великие мастера. И записывать-это ничего! Последние несколько лет Олег работал в телепередачах с Зиновием Гердтом. Он получил удовольствие от общения с талантливым человеком. Мастер! Но, тем не менее, эта работа в телесюжете — не его масштаб.

Потом и это заглохло. И талантливый оператор сидел дома. Через два года после смерти своего отца, он ушел.

— Это расхлябанное новое время, его и уничтожил.

— Очень точный диагноз. Да, и отца в свое время подкосило. Згур пошел в 95-м году, а могли бы жить дольше. Но пришли очень крутые люди. Они хотели, чтобы утвердить собственную значительность, как они его понимали. И после его смерти в 1998 году. года о Згуриди никто не напомнил.

Пырьев и Згуриди добивались организации Союза кинематографистов. И никак не могли пробить эту идею. В конце концов, творческие союзы существовали на деньги государства. И Косыгину не хотел поддерживать новых нахлебников. Пырьев и Згуриди разработали такую систему экономических отношений (на первое образование Згур — адвокат), что стало очевидно: Союз кинематографистов сам по себе может содержать. Згуриди удалось так построить систему своих доказательств, что помощник Косыгина, любивший его фильмы, подготовка документов для заседания кабинета министров, Совета министров, которое провел в отсутствие Косыгина его зам Засядько. Конечно, документы у них лежали перед глазами. И Згуриди встретили восклицанием: «Смотрите, кто к нам пришел! Ну и что мы будем? Примем решение?». Так, был утвержден Союз кинематографистов.

— Были кинематографисты. Их кино, их творчество гордиться Союза. Гордилась страна. Згуриди состоял в партии?

— Нет. В один прекрасный день его и Пырьева пригласили на Поликарпову, заведующему отделом культуры ЦК КПСС, чтобы убедить, что они вступили в партию. Пришли за ними ночью, на машине, привели к Поликарпову. И Дмитрий А. увещевал их: «Как это, создатели Союза кино и не в партии?» Згур так объяснил свое поведение: «Я не оппозиционер по природе. И если с чем-то не согласен, на каком-то важном заседании, где принимается решение, я буду говорить и голосовать против. Зачем партии такой человек?» Пырьева они уломали позже, когда он стал директором «Мосфильма». А Згуриди так и не поддался.

— В конференц-зале на киностудии, висят портреты видных кинодеятелей, но среди них нет портретов Згуриди…

— Я задала вопрос Никите Михалкову один раз, затем второй: «Почему, о Згуриди забыли?» — «Ах, да…» — удивился он. И все осталось по-прежнему.

Человеческая жизнь-кино века: вдова о легендарном режиссере Александре Згуриди


фoтo: Из личнoгo aрxивa

Aлeксaндр и Нaнa Згуриди в прeдгoрьяx Фудзиямы. 1992-1993 гoд

Кaждый фильм Згуриди зaxвaтывaeт вooбрaжeниe интeнсивнo истoрия, нeпoстижимaя тaйнa связи рeжиссeрa с гeрoями свoeй лeнты. Фильмы сoбирaли пoклoнникoв пo всeму миру. Нa мeждунaрoдныx (далее…)