«Борьба за Kubana — социальный эксперимент»


Илья Oстрoвский. Фoтo: прeсс-службa фeстивaля

С 2009 гoдa дo 2014 гoдa в Крaснoдaрскoм крae былo грoмкo, шумнo, нe бeз скaндaлa. A чтo зa рoк-фeстивaль бeз скaндaлa? A чтo Шнур бeз мaтa. Нo, Сeргeя Шнурoвa, пoкa никудa нe выгнaли и тoму пoдoбнoe, э-э-э-э, нe идeт — влaсть, чтo любит eгo и прикaзaл, пoxoжe, нe кaсaясь xулигaнa. И этo зa тo, чтo нa «Кубaнe» — Кабель где-то разделась догола, продюсеру фестиваля Илье Островскому провести весь мозг. Те поборники духовных скреп, стерильной морали и бесполой нравственности, что, к ужасу нормальных людей, кажется, не только официальной идеологии, но и обязательного нормой жизни, поведения, способа мышления для общества и его граждан…

Скандалы скандалами, но за пять лет бурной истории ивент удалось заработать тяжелый профессиональный авторитет в музыкальном сообществе, а также на международном уровне — два раза его номинировали на премию European Festival Awards, не считая галерей, всевозможных призов, наград и почетных грамот в России, в том числе и в области событийного туризма. Более полумиллиона гостей из России и многих стран мира, впечатляющий лайнап из сливок международной арене, в том числе The Prodigy, The Offspring, Die Antwoord, GusGus, Guano Apes, Эмира Кустурицу… И, конечно, весь русский рок, и даже поп-шик: от уже упомянутого Шнурова до… Валерия Леонтьева! Последний, к счастью, не раздевался…

Каждая страна, не говоря уже о регионах страны, отдыхал бы, такое событие, как манну небесную, подняв собственные котировки, авторитет, репутация и привлекательность. Вон, как в Будапеште держится за свой Sziget — за уши не оторвешь… И счастлив до щенячьего восторга. Но так это везде в мире. А у нас — под зад коленом. И когда «геополитическая составляющая» начала подавлять все живое вокруг, «Кубану» в 2014 году поехал влажной салфеткой. И не то, что в отдельно взятом Краснодарском крае, как наивно думал в начале, г-н Островский, а в целом в стране. Доказательство того, что стала безуспешная попытка перейти с Черного моря на Балтийское и поселиться где-нибудь под Калининградом. Тогда мы еще не имели Поклонской, но абсолютно аналогичные психотипажи проката те же невменяемые истерики и, к сожалению, выиграть.

Kubana остался на Балтике, но только немного правее — фестиваль приютил русский мэр Города Нил Ушаков, и до сих пор этот западный политик не может взять в толк, почему русские на своей исторической родине так не беречь его так же хорошо. Два года многие поклонники, движимые ностальгией, потраченные на поездку, хотя и неподалеку, но давно шенгенское за рубежом и совершенно исчерпаны, он, кажется, от силы. Илья Островский решил вернуться к своей роковой нацдостояние на родину, я думал, что, соскучившись, ждет его здесь с распростертыми объятиями. Раскатал, так сказать, губы…

На Кубани, услышав снова о «Кубану», а не радостное аллилуйи брезгливо насупились, долго думал и изрекли что-то: дескать, «фестиваль европейского типа» нам не только не нужен, но и крайне вредно…

Приплыли! Но г-н Островский оптимизма не теряет, пишет письма, поднимает волну, и уверен… Вот в чем он уверен, продюсер и говорит нам, что сегодня, в интервью в «ЗДАНИИ».

— Илья, скажи мне, что тебе уже удалось сделать, пытаясь вернуть фестиваль в России?

— Проще говорить о том, какие шаги я еще не принял. Я не планировал возвращение «Кубаны» в России или где-то в другом месте, после того как сообщили о том, что фестиваль больше не будет проходить в Риге. Но я был открыт для любых предложений, периодически велись переговоры с различными регионами, даже и в других странах, но, в самом деле, ничего интересного не происходит. Параллельно я общался все виды служащих, сотрудников всевозможных ведомств, но эти разговоры не носили определенного объекта природы. В начале июня я полетел в Сочи на музыкальной конференции только в качестве докладчика. На меня со всех сторон накинулись три местных горнолыжных курортов с предложением провести фестиваль на своей территории. Я сказал, что полностью поддерживаю такую инициативу, но очень сомневаюсь, что администрация Краснодарского края будет поддерживать его. Тем не менее, люди ответили, что будет решать все административные вопросы. В конце концов администрация все еще отказываются, и в этот момент я уже не выдержал. В рамках фестиваля от нее, потому что не было нужно почти ничего: это индивидуальная автономная территория в службу охраны, инфраструктуры, системы связи. Меня возмутила такая позиция. И это после того, что я начал делать заявления и принимать какие-то действия, чтобы справедливость восторжествовала.

— А надежда на справедливость остается?

— Я просто решил, что я больше не буду молчать, потому что он понял: стратегии молчаливой дипломатии не принесли результатов. Некоторые непонятные переговоры в офисах, бесконечно ждать, что кто-то где-то будут какие-то решения, просто устали. Я очень часто получал вопросы и от журналистов, и от болельщиков фестиваля, почему я не провожу его в Краснодарском конце, откуда, на самом деле, весны уже началась, и где было бы логично, чтобы вернуться. Люди, не зная все ловушки, честно говоря, не понимаю, почему просто не могу взять в аренду площадь, поставить там сцену и провести мероприятие. Они думали, что причина в моем личном нежелании, а так как я молчала, никакой другой информации не было. Когда я написал открытое письмо, то есть какой-то общественный фидбэк от секретаря губернатора, в котором говорил о том, что за два года отсутствия Kubana в России никаких обращений от меня не было. Давайте соблюдать дипломатию и политкорректность, и будем считать, что действительно по каким-то неведомым мне причинам мои обращения до них действительно не доходили, хотя я и не праздный. В конце концов я решил пойти в официальный раз. На сайте администрации края есть интернет-приемная губернатора, где я, не задумываясь, послал немного сокращенное обращение с предложением провести фестиваль. Я до сих пор и продолжает ждать, потому что мне пришел ответ о том, что мое сообщение отправлено в некоторые профильное министерство. Точно такие же ответы почти от слова до слова приходят сотни поклонников фестиваля Kubana, которые по моему призыву также направил в администрацию онлайн-е из них вернуть фестиваль на родину. Я думаю, что сейчас идет работа над некими расплывчатые формулировки, которые, чтобы доказать невозможность его проведения в данный момент. Дай бог, чтобы я ошибался…


Кроме рок-звезд на Kubana со специальными сетами сделал Лев Лещенко… Фото: пресс-служба фестиваля


…Валерий Леонтьев и другие эстрадные корифеи. Фото: пресс-служба фестиваля

— Многие художники вас поддержали, подписали это письмо…

— На самом деле писем было несколько. И отправляли различным получателям — все высокопоставленным чиновникам края. Большинство художников — непосредственные участники фестиваля, который видел все своими глазами и знают ее изнутри. Прежде всего, конечно, я просил поддержать эту инициативу музыкантов, скажем так, «понятных» для власти, наших спецгостей. Последнее письмо поддержки, подписанное Валерием Леонтьевым, Юрием Антоновым, Львом Лещенко, который всей душой искренне болеет за фестиваль. Хотя выступал на Kubana уже в Риге, но всегда ратовал за возвращение активности на родину, помог мне с контактами со своими коллегами. За все это ему большое спасибо. Плюс меня поддерживает большинство «четких» ребят музыкантов — Баста, Евгений Хавтан, Александр Ф. Скляр. Для усиления тяжелой артиллерии состоялся разговор с Иосифом Кобзоном, который также поддержал нашу инициативу. Я не хотел бы рекламировать свою деятельность, чтобы раздуть одну публичную акцию. Если бы я поставил себе такую задачу, то я уверен, что чтобы собрать подписи еще нескольких десятков или сотен художников, но здесь не проблема взять массовостью. Задача показать сильным мира сего, что «простой», адекватные люди, заслуженные деятели культуры, которые не только где-то слышали о фестивале, а были его непосредственные участники, указывают на значимость события.

— Может, еще у кого-то «подписать», размять, так сказать, массовостью?

— Я просто не верю в это, что, если я каким-то образом я буду получать еще какое-то количество подписей для большего числа художников, то это меняет ситуацию. Для любого адекватного человека это и так очевидно. Я очень четко понимаю, что фестиваль — тема достаточно сиюминутная, и, когда фестиваль не проводился два года в России, в принципе, должен был уже подзабыться. Но, к моему большому удивлению, через социальные сети было сделано около тысячи репостов мое открытое письмо. Многие из них были в сопровождении реальных историй людей, которые были там, с аргументацией, почему они делают репост, насколько значимым является для них это событие. Такая реакция совершенно точно достаточно, чтобы понять несправедливость, нужно изменить ситуацию. От того, что этих репостов станет не тысяча, десять тысяч, мне кажется, ничего кардинально не изменится. Нас, кстати, поддерживает и мэр Города Нил Ушаков. Он сказал, что также поддерживает фестиваль в борьбе за возвращение в Краснодарский край, пишет о важности мероприятий, экономической, информационной стороны, с точки зрения привлечения туристического потока. Вряд ли можно предположить, что чиновник, пусть и западные, такого уровня, что совершенно слеп, и не понимает, о чем публично заявляет, учитывая тот факт, что он был свидетелем того, что происходит.

— Почему же не прижились в Риге?

— Изначально я не планировал закончить эту историю. До последнего момента в 2016 году я надеялся, что количество посетителей позволит экономически обосновать проведение фестиваля. Но этого не произошло. Я почти уверен, что если бы мы продержались там еще несколько лет, ситуация вернулась в нормальное русло, событий стал бы окупаемым, но, увы.

— А в России когда ты чувствовал, что возникают проблемы? Потому что история с выдворением из страны «нашкодивших» с русским флагом американцев Bloodhound Gang в 2013 году, вероятно, уже причина…

— Ситуация развивалась в подъеме. Сначала я очень расстраивался из-за атаки, которые периодически возникают, я принимал их близко к сердцу, пытался найти им какой-то логичное объяснение, отстаивать свою позицию, вступить в диалог с некими общественных деятелей — назовем их так. Тогда я понял, что есть диалог, в принципе, возможно, и эти люди изначально настроены на то, чтобы потопить и дискредитировать фестиваль. Когда я это понял, то просто перестал отвечать им. К сожалению, в какой-то момент, тот фон, который был создан с помощью этих людей, стала настолько серьезна, что игнорировать его стало просто невозможно. И более того, теперь, два года в Латвии, я уже отвык от агрессии, неадекватного поведения. И в Латвии была определенная критика в адрес фестиваля, но совершенно ясно, аргументированная и объективная. Например, жители близлежащих районов жаловались на громкий звук, как фестиваль, в самом деле, был проведен в центре города. Вопросов нет — мы думали, как можно включить сцену, уменьшить частоту, чтобы никому не мешать, и проблема решена. Затем были определенные требования по составу участников, потому что мы привыкли в Латвии с определенным форматом, который в Риге не очень подходил, там другие музыкальные тенденции, традиции, привычки. Мы тоже отнеслись к этому с пониманием и пытались найти золотую середину. На второй год просит уже почти не было. Но как только я попытался вернуться в Краснодарский край, я чувствовал, что меня буквально вылили ушат помоев. Опять же должны что-то доказывать, оправдываться. Появляются очевидные заказные статьи. Мне остается только догадываться, кто инициирован их внешний вид.


Фото: пресс-служба фестиваля

— На ваш взгляд, это всего лишь чья-то злой воли или еще в общей атмосфере в стране, которая сильно изменилась с 2013 года?

— Конечно, определенные негативные чувства существуют. Более того, я могу предположить, что в достаточно большом количестве жителей края Kubana не нравится, но их туда никто не затаскивает насильно. Это не мероприятие с бесплатным входом, где он может прийти случайно. Мне тоже не нравится много мероприятий в Москве, но я понимаю их важность для других людей, и это не причина для меня, чтобы противостоять. Кроме государственных настроении, я, к сожалению, осознаю, что совершенно точно есть негатив со стороны администрации региона.

— Как какую-то поддержку вы думаете?

— Конечно. За мной стоят совершенно реальные личности, а не вымышленные персонажи. Это более ста тысяч человек, учитывая группы во всех соцсетях. И, конечно, сочувствующие представители промышленности, доставка прессы, музыканты. Это все на конкретных людей, которые не скрывают своих лиц, мотивы, высказываются открыто, в отличие от так называемых критиков, у которых нет званий заслуженных художников, многие из них признаются, что никогда не были на фестивале, но почему-то они против обслуживания. Ощущение, что все свои расходы написаны одной рукой и где-то в одном месте. При этом не имеет объективной аргументации, подтвердил статистику, что-то документальном фильме. И люди, которые меня поддерживают — зрители, исполнители — они написали правдивых историй о том, что они видели на фестивале своими глазами. Музыканты, которые не будут просто так перегибать палку, вдаваться в патетику, говорят о том, что Kubana-один из лучших фестивалей в России, вместе с другими. Понятно, что есть определенные расходы. Я родился не вчера и прекрасно осознаю, что когда на поле будут сотни тысяч людей, а среди них есть и пьяные люди, возможно, и те, кто совершает правонарушения. Я в принципе не могу, как организатор, несет ответственность за каждого человека в отдельности. Но у меня есть рижский опыт, там, где нет преступления, не было — это информация из официальных источников. Из этого следует простой вывод, что не только и не столько в фестивале. В конце концов, есть структуры, которые должны быть выполнены за полиция, и если они не могут в должной мере обеспечить его, то, очевидно, что вопросы нужно задавать им…

— Как ты думаешь, почему это Kubana придет в руки?

— Я думаю, роль сыграл целый комплекс факторов. То, что мы условно называем мракобесием в Москве и санкт. петербурге, гораздо более активно проявляется в регионах. Во-вторых, событие всегда является, безусловно, ярким, безусловно, успешным, независимым, что всегда очень раздражает определенных людей. На тот же формат, который был с нами, как такового, нет сегодня в России. Один из православных деятелей обвинил нас в Интернете в том, что мы сделали мероприятие европейского формата. В этой формулировке четко обозначена проблема: сегодня в регионе, стране, не нужно проевропейские фестивалях.

— И в этом контексте, есть надежда, что ситуация изменится?

— Дело в том, что Kubana пережил по крайней мере уже одну смену культурных «эпох». Когда фестиваль начался, то, что происходило на нем, называется интеграции России в международную музыкальную культуру, участие западных туристов, так что вектор развития событий рассматривается исключительно положительно. В какой-то момент все становится с ног на голову, и то, что происходит, с учетом того, что у нас всегда было много западной музыки, стало почти оскорблением чувств некоторых «патриотически» настроенных граждан. И это несмотря на то, что у нас всегда был ярко представлен и сегмент отечественных художников. Я по крайней мере думал о том, имена каких стран были написаны на афише, мне важно показать хорошее качество, разные, музыку и новые и любимые многими старые.

— И каков дальнейший план твоей борьбы за выживание?

— Это очень просто. Я вступил удаленно в интернете диалог, в том числе и с администрацией края, я делаю некоторые посылы, ее представители — тоже. Часто я должен догадываться, что они хотели сказать. Я считаю, что будет действовать более прямо, открыто озвучивая свои требования и пожелания. Сейчас я собираю информацию ковчег. Это, в том числе материалы с мнением о фестивале экспертов с нашей стороны, которые, на мой взгляд, гораздо более убедительно, чем те, кто выступает против. Будет еще ряд обращений в администрации, и я надеюсь, реакция последует. Если эти действия не дают результат, я буду с вами на самом верху.

— Как это мило! Прямо видно, как там сидят и ждут… своего обращения…

— А если я падение в тупик, наконец, мне остается только ждать того момента, когда черное вновь станет черным, а белое белым, и фестиваль снова будет ниша. То, что сейчас происходит, это в какой-то степени социальный эксперимент: может ли обычный гражданин Российской Федерации, используя официальные методы, чтобы добиться справедливости…