Большой театр готовит сенсационную премьеру по Шекспиру

Сooтвeтствeннo, крoмe пoлoжeнныx шeкспирoвским гeрoям шпaг, рaпир и дoспexoв в пoстaнoвкe зaдeйствoвaны и рeвoльвeры. — O кaкиx измeнeнияx пo срaвнeнию сoбствeннo с шeкспирoвским «Гамлетом» можно говорить? — Если говорить про «Гамлета» в балете, то, естественно, дословного перевода каждого слова не может быть, и, естественно, наш спектакль тоже потерял какие-то сюжетные линии. В итоге мы решили снова вернуться к Шостаковичу: послушали все симфонии очень внимательно и были абсолютно поражены тем, что к нашему либретто 5-я симфония для первого акта и 15-я, последняя у Шостаковича, для второго оказались идеально подходящими. Будет что-нибудь такое в нынешней премьере? Он же писал музыку и к спектаклю в Вахтанговском театре. Очень многие сравнивали его самого с Гамлетом — как персону, как личность. Но, когда мы послушали эти две сюиты, то поняли: главная проблема все-таки в том, что это сюиты. Естественно, в новую постановку перекочевал наш Ромео из первого состава — Денис Савин будет Гамлетом. Я работал ранее с Артемом Овчаренко, а сейчас он тоже будет исполнять партию Гамлета, только в другом составе, как и Владислав Лантратов. Но все хорошие композиторы, как и хореографы и режиссеры, расписаны на годы вперед. Фото: ЕЛЕНА ФЕТИСОВА/ BOLSHOI.RU
Не в пример недавней, также шекспировской, балетной премьере в Большом («Укрощение строптивой» Жан-Кристофа Майо), «Гамлет» получился довольно объемный: 8 главных действующих лиц и 45 человек кордебалета, по преимуществу мужского: всего 6 придворных — женщины, придворных же мужского полу в Эльсиноре аж 23. Ян Годовский, тоже исполнявший партию Ромео, является моим ассистентом, и в этой постановке он мне помогает во всем. Балет начнется со сцен из детства принца датского — в них Йорик, кстати, обозначенный в программке клоуном, будет развлекать ребенка. Я видел лица ребят, потом общался с ними — они никогда не работали с таким большим драматическим режиссером. И потому, к сожалению — а как я сейчас понимаю, к счастью, — этого не случилось. Хронометраж очень небольшой: первый акт — 45 минут, второй — 35. Например, бедный Йорик — реальный и очень важный персонаж для Гамлета. Они очень мелкономерные — номера по две–четыре минуты. Как и в «Ромео», в «Гамлете» тоже много молодых актеров, которые еще не имеют больших партий в Большом: одна из наших Офелий — Диана Косырева, а одна из Гертруд — Вера Борисенкова. — Раду, все знают, что вы любите выбирать провокационные темы, шокировать публику. Конечно, как и в каждой работе, бывают творческие споры, но, когда спектакль уже сделан, могу сказать, что это было удивительное сотрудничество, и каждый со своей стороны, своим, данным ему богом умением старался сделать проект лучше. — По поводу нашего трио: идея принадлежала Сергею Юрьевичу Филину, худруку балета Большого. — Конечно, все эти актеры за 11 лет после «Ромео» стали еще большими мастерами. Другой Тибальт — Денис Медведев — Йорик. она всегда права! Известно, что действие в премьерном спектакле переносится в 50-е годы прошлого века. И если утонченные ценители прекрасного шокируются и отчего-то находятся в удивлении — то это очень странная мотивация для творчества. — Шостакович — гениальный композитор, конечно, абсолютно современный, он не раз обращался в своей жизни к теме Гамлета. Виктор Барыкин, педагог Большого театра, — сейчас отец Гамлета. Мы начали подготовку к «Гамлету» с Доннелланом и Ормеродом три с половиной года назад. Остальные — это могильщики и видения. А вместо ключевой сцены «Мышеловка» с бродячими актерами Гамлет покажет вероломным родственникам кино, в котором имеется конкретный намек — кто же является истинным убийцей его отца. Сейчас при работе с маститым английским режиссером драматического театра не возникало ситуации «лебедь, рак и щука»? — Я смотрю, что для ведущих партий выбрано много танцовщиков, с которыми вы уже работали раньше в Большом… Планируется еще явление как минимум двух посетителей с того света: кроме Йорика из гроба (гроб в постановке тоже предусмотрен) Гамлета посетят Офелия и — внимание — семь двойников: Клавдия, Гертруды и все той же Офелии… Хореограф Раду Поклитару свое первое интервью дал обозревателю «МК». Исчезли некоторые персонажи, зато другие появились. Доннеллан в одну сторону, Ормерод в другую, ну а вы… Ведь в Большом Шостаковича даже в переизбытке: последняя балетная премьера, что была перед вашей, — «Укрощение строптивой» — тоже Шостакович и тоже Шекспир. — А почему в качестве музыки к Гамлету выбран именно Шостакович? Тибальт — Саша Петухов — сейчас Полоний, так же как и наш патер Лоренцо — Андрей Меланьин из старой плеяды. И именно столько времени готовилось либретто, разрабатывались костюмы, декорации, мы думали про музыку, про концепцию постановки. Кроме того, запланирован еще ряд оригинальных сюрпризов: так, бедный Йорик предстанет не в виде черепа, а как живой и станет являться принцу призраком. Естественно, Доннеллан не показывал хореографию артистам, он потрясающе работал с актерами театра. Мы только кое-что подправили — чуть-чуть, но в целом эта гениальная музыка абсолютно точно изображает музыкальное состояние нашего Гамлета. Нам необходима более крупная форма, и мы вели переговоры с различными композиторами на предмет написания по заказу Большого специальной партитуры. У него есть сюита к знаменитому фильму Козинцева со Смоктуновским в главной роли. — Когда вы более десяти лет назад в Большом театре ставили «Ромео и Джульетту» и сотрудничали с Декланом Доннелланом и художником Ником Ормеродом, вы были еще совсем молодым хореографом. Я думаю, что знания, которые Доннеллан дал им в работе над «Гамлетом», артистам пригодятся в их дальнейшей творческой жизни. Я ставлю спектакль так, как мне видится. Юрий Клевцов исполняет партию Клавдия — в «Ромео» он был Меркуцио. Как будто Шостакович писал их на заказ. Именно он решил в этом же самом составе собрать нашу команду, которая работала над «Ромео». А публика… — Я секреты не рассказываю… Могу только сказать, что эта постановка — самый долгоиграющий проект в моей жизни. Помимо этого на сцене живым-здоровым предстанет и убиенный братом Гамлет-старший. — Приоткройте секреты новой постановки, расскажите, что ожидается кроме того, что уже известно. — Я вообще никогда специально никого не шокирую.